Дело Шереметьева: под угрозой все оппозиционные депутаты Мосгордумы?
Сбои в работе МГД из-за эпидемии дали возможность расправиться с неугодными парламентариями?Фракция КПРФ в Мосгордуме получила очередной удар. Если исключение Елены Шуваловой стало громким, но всё же внутрипартийным конфликтом, то теперь оппозиционный депутат Олег Шереметьев подвергся уголовному преследованию. Его заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере (2 млн руб.) и отправили на два месяца под домашний арест. По версии следствия, он подавал заведомо ложные сведения о выполнении своим помощником заданий особой важности и сложности, а в действительности присваивал денежные средства и распоряжался ими по своему усмотрению.
Впрочем, существует и альтернативная точка зрения. Соратники Шереметьева по фракции считают, что сейчас фактически происходят политические репрессии, а парламентария, возможно, покарали не только за его деятельность, но и для того, чтобы скрыть сбои в работе Мосгордумы? Обо всём этом Накануне.RU рассказала депутат МГД от КПРФ Екатерина Енгалычева.
— Олег Шереметьев оказался под домашним арестом. Сможет ли он сейчас выполнять свои депутатские обязанности?
— Адвокаты поднимали вопрос, чтобы он мог подписывать запросы. У депутатов и у помощников есть ноутбук с доступом к базе, то есть он может работать и подписывать запросы, другой момент, что он ограничен в проведении встреч с избирателями и в посещении заседаний. Возможно, депутаты будут подавать ходатайство, и тут уже всё будет зависеть от следователя. Помните эти громкие дела, ту же Васильеву, сколько было фотографий, когда она гуляла, находясь под домашним арестом? Тут же депутатом Олег Шереметьев пока формально остаётся, а что будет дальше — не знаю.
— Но почему вообще потребовалась такая мера пресечения?
— С Олегом Михайловичем поступили как с опасным преступником. В шесть утра возбуждается уголовное дело, приходят к нему с обысками, увозят, весь день допросы, очные ставки. В 11 часов вечера, в 12, в 2 часа ночи приезжают лучшие следователи СК РФ ко всем помощникам, в том числе и общественным. При этом у следствия только начался сбор доказательств, но следователь уже заявил, что нужно изолировать Шереметьева, поскольку он может помешать этому сбору. Но это просто смешно! Все доказательства основываются исключительно на доносе его помощницы.
— В то же время коллеги Олега Шереметьева считают, что выплата премий происходила не так, как она заявляет?
— Началось всё с того, что в апреле она, по всей видимости, самовольно перевела себе крупную сумму. Когда Олег Михайлович это заметил, то написал служебную записку. У них не ладились отношения и был разговор о том, чтобы её увольнять, точнее — написать заявление об уходе по собственному желанию. Когда под предлогом коронавируса, кстати говоря, незаконно была закрыта Дума, никого из депутатов и их помощников туда не пускали. И вот, видимо, либо Шапошников, либо Таранов, на тот момент и.о. руководителя аппарата — кто-то распорядился позволить бухгалтерии перечислять средства в фонд депутатов по сути без ведома самих депутатов. Есть зарплата, которая начисляется всем поровну, а часть фонда — это премии. Вот они распределяются депутатам. И обычно мы всегда подаём ведомость за своей подписью — кому и как премировать, распределить.
— Получается, так могли поступать и помощники всех других депутатов МГД?
— И вот в этот месяц, когда была закрыта дума, а нас там не было физически, бухгалтерия всем помощникам сообщила, что, оказывается, можно просто по телефону сказать или по электронной почте прислать — кто, кого и как премирует. Я сама удивилась, когда даты уж прошли этому, и своим помощникам говорила: "А что вы мне ведомость не несёте, подписать же надо?" На что они говорят: "А в этот раз не надо".
Получается, руководство думы, не знаю кто именно, позволило помощникам самим информировать бухгалтерию — кого и как премировать. Но у остальных-то нет проблем, а у Олега человек, который решил уволиться, берёт и решает премировать себя от лица Шереметьева всем премиальным фондом? А там 376 тыс., по-моему, было. Когда Олег Михайлович это заметил, написал служебную записку с требованием провести проверку и, соответственно, вернуть эти денежные средства.
В Думе начался скандал, это, наверное, превышение должностных полномочий. Понимая, какая остальным грядёт ответственность, а ведь это уголовные дела, причём очень серьёзные, руководство и эта помощница, видимо, сообща подумали и решили — "А давайте лучше его посадим"? Всё обвинение строится исключительно на её доносе, это не может не настораживать.
— Но значит ли это, что произошла трагическая случайность, касающаяся только отдельного депутата и его помощника? Или же дело Шереметьева — удар по всей оппозиции в МГД?
— Это расправа над оппозиционным депутатом. И я считаю, что эта дама сама никогда бы на такое не пошла, видимо, это её "единоросы" научили.
Как правило, без поддержки на такие дела люди не идут. Посмотрите, как Шереметьев критиковал власть, "ЕР", Шапошникова — нашего миллиардера. Он голосовал против бюджета города Москвы, против принятия отчёта мэра Москвы, против обнуления Конституции. Это действительно яркий представитель настоящей оппозиции.
— Кстати о Шапошникове. Ведь его декларацию с миллиардными доходами даже не стали рассматривать на заседании Думы. Выходит, что правосудие работает избирательно против оппозиции?
— Мы все, кто смело говорит, под ударом. Мы все это осознаём и понимаем. Чего они ещё придумают — не знаю, ожидаем всего и готовы ко всему.