Андрей Коряковцев: Стало ясно - Батька устоит. Причины
Сейчас уже стало ясно, что Батька устоит.
Протест достиг своего апогея и будет, вероятно, постепенно сворачиваться, а народное восстание - хиреть и все больше походить на заурядный управляемый извне майдан. Причины тому следующие.
1. Антилукашенковский протест исчерпал свою социальную базу и не растет, не развивается ни идейно, ни организационно, ни количественно. Белорусское общество расколото примерно на равные части. В обоих лагерях представлены все гражданские классы. Общественный раскол в обществе пошел не по признаку классовой принадлежности, а по иным признакам: возрастному и социокультурному прежде всего. Народное восстание не переросло в классовую революцию, чему поспешили обрадоваться на известных левацких пабликах.
Восставшие оказались неспособны к самоорганизации, а левые - их возглавить. Те и другие очутились в арьергарде либеральной оппозиции, которая в наибольшей степени оказалась организованной и богатой ресурсами. Ей удалось навязать гражданскому движению политическую повестку и вытеснить социальную. (В этом смысле очень показательна встреча лидеров оппозиции с представителями бастующих рабочих). Это, вкупе с русофобским и откровенно либерально-компрадорским Координационным советом, сыграло роль отнюдь не мобилизующую белорусское общество, скорее, наоборот, оттолкнуло многих колеблющихся от оппозиции.
Все это надо поставить белорусскому обществу в плюс. Оно не купилось на евроинтеграционные и либеральные плюшки, подобные украинскому. Общенациональной забастовки, к которой призывала оппозиция, так и не случилось.
2. Раскол правящего класса в Белоруссии не произошел (хотя и наметился). Лукашенко удержал в подчинении репрессивные органы и разные отряды бюрократии (включая администрацию предприятий). Однако, скорее всего, это удалось ему дорогой ценой. И теперь не он будет "перетряхивать" аппарат, а аппарат будет контролировать его действия (на сей переворот указывают некоторые признаки, но так это или не так на самом деле, мы увидим из дальнейших событий).
3. Если сравнивать с украинскими событиями, в Белоруссии мы не увидели масштабного западного вмешательства. Да и прозападная тема в белорусских протестах существовала где-то на периферии (это так же их существенное отличие от киевского майдана). Обжегшись на Украине, Запад стал дуть на Белоруссию и занял позицию не слишком активного вмешательства. Он ругается, но не более того. За исключением Литвы и Польши, но что они без Берлина и Брюсселя? (Они же такие независимые!)
4. Россия не мешала восстанию, но и не помогала ему. Энтузиазм в помощи Лукашенко со стороны России так же не просматривается. Слухи о российском спецназе оказались слухами. Да, в Минске замечены российские специалисты - но не военные и не полиция. Поддержка чисто вегетарианская. Все это выглядит так, что Москва решила использовать ситуацию для вразумления "партнёра", изъявившего волю свое мнение иметь - и вразумила.
Однако, насколько "партнёр" обрёл разум - пока не ясно. Но если мы не верим в белорусское чучхе и видим, что Белоруссия на Западе не нужна (ибо он уже не рад, что с Украиной связался), а Китай далеко, то что еще остаётся батьке?
Правильно.
И это "оставшееся" рано или поздно будет легитимизировано с помощью референдума.
И вот тогда наступит перелом в Великой битве по восстановлению советской экономической матрицы. Но это потом, до этого ещё долго.