"Повсюду тлеют пожары". Конфликт в Нагорном Карабахе — очередной удар по Москве после Белоруссии?
Обострение конфликта в Нагорном Карабахе произошло в воскресенье утром, Азербайджан совершил авианалет на Степанакерт, чего не происходило с конца 1990-х годов. Президент Азербайджана выступил с обращением к нации, в котором назвал Армению страной-оккупантом. Турция выразила готовность оказать помощь Азербайджану "в той форме, в которой он пожелает". В Армении объявлено военное положение и всеобщая мобилизация. Официальный Ереван рассматривает возможность признания независимости Нагорного Карабаха, об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Данные о том, кто первым пошел на обострение, разнятся. 27 сентября в 7.30 мск Пашинян объявил в своем аккаунте в Facebook, что азербайджанская армия начала наступление на Карабах. В свою очередь министерство обороны Азербайджана заявило в 7.30 мск, что армянские вооруженные силы обстреляли азербайджанские военные и гражданские объекты, а в 9.10 мск объявило о начале "контрнаступательной операции по всему фронту".
Никол Пашинян уже звонил Владимиру Путину, но Москва не рискует занять чью-либо сторону, а мировое сообщество призывает кавказские государства к согласию.
По мнению военного эксперта Александра Жилина, еще один военный конфликт — это удар по России.
"Ранее началась атака на Белоруссию, и она началась не с целью свержения Лукашенко, это все вторично, а с целью отрыва Белоруссии от России, чтобы мы не получили развитие того плацдарма, который у нас в перспективе может быть с точки зрения военной безопасности. Сейчас Белоруссия — это очередной антироссийский фронт. Таким образом, мы имеем Сирию, мы имеем Ливию, мы имеем Украину, мы имеем Восточную Европу, где ребята чудят, размещая американские наступательные вооружения, и мы имеем группировку ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) в Афганистане, которая готова наступать вдоль Каспия в нашу сторону. Все это организовывается для того, чтобы растянуть военный потенциал Российской Федерации по периметру, и это, конечно, стоит денег", — говорит Александр Жилин.
Как далеко могут зайти стороны в противостоянии в Нагорном Карабахе? Эксперты отмечают, что азербайдажанцы скоро выдохнутся, и Армения может "не сдержаться" и продвинуться дальше линии контроля, войска подготовлены, и затянуть конфликт получится с успехом. Но стоит ли оно того?
Армения — наш юридический союзник, согласно договоренностям, записанным в ОДКБ, мы должны выступить на ее стороне, но здесь мы рискуем ввязаться в региональный конфликт еще и с нашим "закадычным партнером" Турцией. А Турция в этой войне занимает однозначную позицию, поддерживающую Азербайджан, и это — как подбрасывание поленьев в разгорающийся костер, считает Жилин:
"Как только мы выступаем на стороне Армении именно в конфликте с азербайджанцами, экстремистские силы, которые есть внутри нашей страны, придут в активное действие. И мы уже внутри можем получить весьма и весьма неприятные последствия".
У Эрдогана и у самого не все в порядке внутри страны, начиная с девальвации лиры и недовольства населения из-за ухудшения социально-экономической ситуации. Неужели в планах у него "небольшая победоносная война", которая может объединить нацию? Появилась информация, что Турция перебросила из Сирии в Азербайджан 1,5 тысячи боевиков, они будут принимать участие в вооруженном конфликте с Арменией, в частности об этом пишет телеграм-канал WarGonzo, речь идет о бойцах из идлибских протурецких группировок.
Военный эксперт Владислав Шурыгин скептически относится к появлению бойцов из Сирии в Нагорном Карабахе, но связывает эскалацию этого конфликта с внутренними проблемами Азербайджана.
"Я думаю, что сегодняшнее обострение связано с очень сложными процессами внутри Азербайджана, там последний год очень сильно крепнет протурецкая, проэрдагановская партия, после начала эпидемии, опять же на фоне предыдущего кризиса, экономика Азребайджана находится в очень сложной ситуации. Соответственно, в ближайшем окружении Алиева есть безусловный раскол. И эта партия, ориентирующаяся на Турцию, усиливает свои позиции, она, в отличие от самого Алиева и его отца, которые понимают дикую проблему Карабаха, которые стремились ее заморозить и не пытаться решать радикально, считают, что нужно наоборот оказывать на Ереван военное воздействие. На этом фоне, я думаю, что как раз Алиев просто уступил этим людям. Безусловно, большой войны не будет, потому что к этому не готова ни одна из стран", — говорит эксперт.
Шурыгин напоминает, что предыдущий конфликт в Нагорном Карабахе продлился неделю, здесь, по его мнению, все пройдет примерно в такие же сроки.
Итак, для России новая" горячая точка" открылась на фоне "ковид-кризиса", событий в Белоруссии и нового обострения отношений с Западом из-за Навального. Но, как напоминает Александр Жилин, ничего нового не происходит, и экономический кризис в капиталистической системе часто, если не всегда, решается с помощью разжигания войн. "Выход из экономического кризиса для них — это всегда война и только война. Если бы не ядерное оружие как фактор сдерживания, уже бы давно полыхала третья мировая. Но поскольку все-таки ядерное оружие как фактор сдерживания играет свою роль, появляются многочисленные конфликты по всему миру, но что особо значимо для нас — вокруг России", — говорит эксперт Александр Жилин.
Бывший глава МИД ДНР Константин Долгов в своем телеграм-канале вспоминает, что еще в советский период азербайджанцы и армяне уживались вместе, а развал единого государства послужил всплеску националистических настроений и в этом регионе.
"Брестскую крепость защищали плечом к плечу русские, украинцы, белорусы, евреи, армяне, азербайжданцы, казахи, чеченцы и ещё два десятка национальностей. Да как защищали? Месяц, целый месяц сопротивлялись! Вся Франция сорок дней продержалась против Гитлера. А тут малюсенькая крепость. Потому как советские люди в той крепости были. А теперь стреляют друг дружку. Ты, товарищ, ежели от кого услышишь, что в бедах твоих виноват не капитализм, а твой сосед — армянин, азербайджанец, русский, украинец и так далее — сразу плюй такому поцу в морду", — пишет Долгов.