24 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В России

Трудные вопросы к Трудовому кодексу: как изменит закон постковидная действительность?

Процесс принятия поправок "об удаленке" явно забуксовал

Еще весной была распространена точка зрения, что мир уже не будет таким, как прежде, ковид принципиально изменил ситуацию. И несмотря на то, что в конце лета и начале осени многое вернулось в прежнее русло, сейчас рост числа заболевших вновь подталкивает власти к пропаганде самоизоляции и удаленной работы. В Москве ряд госслужащих переводят или оставляют в режиме дистанта, частным компаниям также рекомендуют держать сотрудников дома. Но на данный момент Трудовой кодекс не предусматривает ситуации временной дистанционной занятости. Принятие соответствующего законопроекта состоялось в первом чтении, а дальше пошли "подводные камни", окончательно документ может быть принят лишь к концу года. С чем же возникли сложности? Об этом — в материале Накануне.RU.

Итак, нельзя сказать, что власти ничего не делали в отношении столь деликатной проблемы. Первое чтение поправок в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной и удаленной работы прошло еще в июле. В Госдуме предлагается прописать три вида удаленной работы, сообщил руководитель фракции "Единая Россия" Сергей Неверов, один из авторов законопроекта:

  • непосредственно дистанционная работа;
  • временная дистанционная (удаленная) работа;
  • комбинированная дистанционная (удаленная) работа.

Положения будут прописаны в главе 49.1 Трудового кодекса. Сформулированы нормы, касающиеся времени тех, кто работает на удаленке, чтобы не получалось так, что сотрудник чуть ли не круглосуточно должен реагировать на звонки или сообщения работодателя.

"Пандемия COVID-19 выявила проблемы российского трудового права, состоящие в его недостаточной гибкости и ограниченных возможностях применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях", — отмечается в пояснительной записке.

Впрочем, не все согласны, что ковид тут сыграл решающую роль.

"Как и со всеми другими последствиями ковида, тут никакой принципиально новой ситуации он не привнес, — замечает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Он просто ускорил некоторые тенденции, которые складывались и до этой эпидемии, выступил фактором так называемого транс-кризиса, когда в результате какого-то "Черного лебедя" на самом деле закрепилась тенденция, а фундаментальные предпосылки складывались и до этого, особенно в больших городах".

Другое дело, что оформившиеся тренды не подкреплены законодательной базой, и адаптируются к новым условиям работодатели хаотично, у власти есть своя иерархия приоритетов, отмечает эксперт, и изменение трудового законодательства не является приоритетом номер один. Но сейчас вторая волна нарастает, и для нашей экономики самым важным будет не уйти на "локдаун", граждане не потерпят ситуации, когда им снова не разрешат работать, когда снова начнут закрываться большие предприятия и будет нести урон малый бизнес.

трудовой кодекс РФ(2019)|Фото: Накануне.RU

"Поэтому сейчас возникнет ситуация, когда государство более фундаментально и последовательно подходит к этой проблеме, потому что это затрагивает и его интересы. В его интересах сейчас, чтобы экономика не ушла на локдаун, как это было весной. А с другой стороны, чтобы и эпидемиологическая ситуация была более-менее благополучная. И этому как раз могут способствовать изменения в законодательстве, которые касаются дистанционной работы", — поясняет Павел Салин.

Проблематично переводить на дистанционную работу сотрудников государственных структур, так как сложно определить, как госслужащие должны работать не на процедуру, а на результат. "С одной стороны, мы уже видим в Москве перевод части сотрудников госслужащих на удаленку, а с другой стороны, в интересах власти, чтобы эффективность органов оставалась на доковидном уровне", — говорит эксперт.

Помимо новых понятий удаленной занятости, должны быть упразднены дискриминационные нормы, согласно которым дистанционного работника было легче уволить. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает, что расторжение трудового договора о дистанционной работе по инициативе работодателя производится по основаниям, предусмотренным самим трудовым договором.

"Дистанционная работа — это веление времени, эпидемия только ускорила процесс, но в принципе, как только появились технические средства, допускающие такую работу, она тут же стала стремительно набирать популярность, — делится своим мнением публицист, эрудит Анатолий Вассерман. — Так что тут ничего принципиально нового. Надо только, действительно, привести закон в соответствие с фактом. Надо по возможности переходить на сдельную оплату труда, ну, а в тех случаях, где это затруднительно, где трудно оценить прямой вклад каждого отдельного сотрудника в коллективно достигнутый результат, там, вероятно, надо будет думать о том, как дистанционно рассчитывать рабочее время, это не так уж сложно на самом деле. Или же применять какие-то иные способы".

Но для дистантной работы требуется целый ряд условий, отмечает в беседе с Накануне.RU политолог Сергей Черняховский, в том числе вопрос материальной базы остается непроработанным, и о нем даже не заговаривают, а ведь трудоустроенному человеку должен быть предоставлен "инвентарь"?

"Да, это компьютер, и этот компьютер должен быть оплачен работодателем или предоставлен на дом. Почему человек должен использовать свой компьютер? Это все равно, как наниматься к феодалу со своим инвентарем, со своей телегой, со своей лошадью. Еще очень важный момент – если человек работает дистантно, то организация не несет расходов на его рабочее место – электроэнергия, теплоснабжение и так далее. Значит, стоит вопрос о том, что ему должна быть повышена зарплата. Также для дистантной работы по-хорошему нужно отдельное помещение. А если у человека двухкомнатная квартира, где постоянно бегают дети – особо не поработаешь. Далеко не у всех есть возможность иметь отдельный кабинет", — комментирует Сергей Черняховский.

Председатель комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в беседе с Накануне.RU отмечает, что дистанционный формат занятости и сейчас определен в Трудовом кодексе, но законопроект о новых гибких схемах занятости (удаленная и смешанная работа) был принят в первом чтении, и сейчас создана рабочая группа, куда вошли представители фракций, профсоюзы, работодатели, представители правительства, и работа над ним продолжается.

По его словам, возникает достаточно много вопросов, на которые должны быть подготовлены исчерпывающие ответы, чтобы избежать в будущем правовой неопределенности.

"Это вопросы, например, о том, каким образом гарантировать размер заработной платы тем, кто получает повышающий коэффициент за работу на Крайнем Севере, если они были переведены на удаленную работу и уехали на это время в центральную Россию или на юг. Если при этом в соответствии с соглашением с работодателем он выполняет все функции, это никак не влияет на производительность труда, то на мой взгляд, такие гарантии должны сохраниться", — говорит Нилов.

клавиатура, компьютер, дистанционное обучение, удаленная работа(2020)|Фото: mos.ru/Евгений Самарин

Также среди проблемных моментов, которые сейчас находятся в разработке — это как раз вопрос компенсации затрат на интернет, электроэнергию, доступа к базам данных, как поступать в этом случае — тоже будет регламентировать новый закон. А если у одного работника несколько работодателей, у которых он работает удаленно — как поступать в этом случае? Или есть вопрос, связанный с увольнением — какие могут быть основания для увольнения работника, который находится на дистанте?

"Все эти вопросы обсуждаются, готовится пакет поправок, проект окончательной формы еще не обрел", — добавил Ярослав Нилов.

Вообще сложно судить, серьезно ли изменится трудовое законодательство в постковидную действительность — тут возникает много других опасностей, помимо дистанционки. Недавно зашла речь о введении почасовой оплаты для работников, которым работодатель не может обеспечить полную занятость, возвращаются разговоры о 4-дневке на предприятиях, которую эксперты рассматривают, как скрытую безработицу. Как это все будет регулироваться в постковидном будущем?

Вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин считает, что работодатель в случае перевода на почасовую оплату может сказать: "Уважаемый гражданин, я же тебя привлекаю к работе не 8 часов в день, а, например, 6 часов 40 минут или даже 3 часа" — и установить такую почасовую оплату, что среднемесячная зарплата упадет в два раза.

"Вот эти риски есть, о них прекрасно знают в профсоюзах, и это случай, где должна быть подстраховка", — сказал он в беседе с нашим изданием.

"Переход на почасовую оплату нежелателен, поскольку есть такое старое правило — поручайте работу самому ленивому, он придумает, как ее сделать быстрее и эффективнее, — иронизирует Анатолий Вассерман. — Так вот почасовая оплата прямо противоречит этому правилу и будет фактически препятствовать поиску эффективных форматов, что, на мой взгляд, совершенно нежелательно".

Многие изменения, как замечает депутат Ярослав Нилов, уже произошли эволюционно, и естественно, что касается формата удаленного и смежного — они не запрещены Трудовым кодексом, а что касается почасовой оплаты, то сейчас вносятся проекты, которые смогут защитить работника от злоупотреблений со стороны работодателя.

"У ЛДПР есть пакет предложений, который уже внесен, это проект по гарантированной стоимости часа работы для тех граждан, кто работает в формате неполной занятости. Что касается 4-дневной рабочей недели — таких инициатив нет. Но мои наблюдения позволяют сделать вывод, что уже в некоторых сферах некоторые сотрудники и так, работая удаленно, используют формат 4-дневной рабочей недели, что никак не повлияло на производительность труда, на качество работы", — говорит Нилов.

Председатель профильного комитета добавляет, что второе чтение законопроекта состоится "в этом году", работа над ним продолжается, как будет меняться ситуация с ковидом, никто не знает, но тем не менее определенные "рамки" необходимо погрузить в Трудовой кодекс уже в скором времени, чтобы защитить права работников.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС