"Пора иными глазами посмотреть на космическую и брутальную архитектуру СССР"
Краснознамённая группа может стать локомотивом борьбы за сохранение культурного наследияЕсли дореволюционные памятники в нашей стране исправно реставрируются, восстанавливаются или заменяются новоделами, то утрата советского наследия зачастую не воспринимается как проблема. На Среднем Урале это особенно ярко проявилось в истории Краснознамённой группы — монумент в центре Екатеринбурга был варварски демонтирован в 2013 году, с тех пор активисты ведут борьбу за его возвращение, и лишь в 2019 году власти пообещали, что восстановят памятник, символизирующий трудовые подвиги Свердловска.
Характерно, что ускорить этот процесс не помогли ни 75-летний юбилей Победы, ни даже связанное с ним присвоение уральской столице звания "Города трудовой доблести". Сейчас чиновники обещают вернуть Краснознамённую группу на место в 2021 году. Удастся ли добиться этого — пока неясно, однако общественники обращают внимание на то, что проблема горазд шире и необходимо провести инвентаризацию советского архитектурного наследия и взять его под охрану, потому что это ни много ни мало — мировое достояние.
Об этом Накануне.RU рассказал член Общественной палаты Екатеринбурга, создатель фестиваля "Стенограффия" Евгений Фатеев.
— Почему сейчас актуальна защита именно позднесоветского архитектурного наследия? Оно менее защищённое в силу своего более молодого возраста?
— Позднесоветское искусство сегодня почти никак не защищено. Скажу крамольную вещь. Если многое из дореволюционных памятников имеет все-таки локальное, региональное, краеведческое значение, хотя, безусловно, эти памятники важны для нашего культурного генома, их нужно сохранять, то вот позднесоветское искусство, на мой взгляд, имеет всемирное историческое значение. Оно, если совсем утилитарно, конвертируемое искусство. И нам утратить его было бы просто преступно. Сегодня брежневским брутализмом, архитектурным совмодом любуется весь мир. Советские мозаики — мировое достояние.
— Именно мировое?
— Эту значимость во всем мире начинают осознавать все больше. С моей стороны нет ни малейшего преувеличения. Позднесоветская архитектура — да, еще недостаточно стара, а некоторым возрастным представителям власти и культурной отрасли она кажется общим местом, они в ней родились, жили. У многих из нас замылен взгляд, мы не до конца пока понимаем ее значение.
И тут не нужно чураться того, что западные и восточные люди больше нас понимают крутизну позднесоветской архитектуры. В Англии устроили настоящий культ советских автобусных остановок, ставя уже вопрос о внесении их в охранные списки ЮНЕСКО.
И нам нужно иными глазами посмотреть на эту космическую и брутальную архитектуру. В СССР вообще не было провальных периодов в истории архитектуры. Они все ценны. И если мы уже научились ценить конструктивизм, сталинский ампир, то нам пора дорастать и до брежневского брутализма, совмода.
— Но, получается ещё не доросли? И свидетельство этому — варварский демонтаж Краснознамённой группы... На ваш взгляд, это типичный пример обращения с советским наследием или какой-то особый случай?
— Надеюсь на то, что это все-таки особенный случай. Искали место для мирового эвента [на этом месте временно установили часы, отсчитывавшие время до Олимпиады-2014]. Снимали неряшливо. Конструкция немного пострадала. Для восстановления нужны ресурсы, чтобы и плотину, которой три века, не задеть.
Во всяком случае, так говорит наш мэр. Какого-то артикулированного сопротивления этой теме в муниципальной власти я не заметил. Тем более сейчас, когда наш город стал городом трудовой доблести.
Кстати, мы начинаем ощущать значимость "красного" туризма из Китая. И отказываться от Краснознаменной группы было бы просто откровенной глупостью.
— Но получается, всё равно не успели восстановить группу даже к 75-летию Победы и присвоению звания "Город трудовой доблести". Как вы считаете, это сознательное сопротивление, или просто недостаточное внимание к проблеме со стороны властей?
— Да, не успели, но в этом году из-за вируса вообще все как-то спонтанно выходит, многие планы рушатся, перестраиваются. Таково мое предположение.
— Нет ли опасности, что и в 2021 году реконструкцию монумента вновь перенесут?
— Мы надеемся на то, что удастся сделать легитимные, подкрепленные экспертными мнениями предложения для представительной и исполнительной властей для уже серьезных и обязательных решений. И тут важно, что наша Общественная палата даст толчок для этого. Каталогизация памятников даст понимание того, что советского наследия у нас много, а Краснознамённая группа может стать самым ярким примером, с восстановлением которого уже не нужно медлить.
— Вот мы подходим к вашей недавней инициативе. Что за слушания пройдут на базе Общественной палаты?
— Недавно команда уличных художников SPEKTR в рамках онлайн-фестиваля "Стенограффия" создала арт-объект "Серознаменная группа", тем самым как раз и обратив внимание на тот факт, что в современных условиях выдающиеся памятники позднесоветской архитектуры, а также советского монументального искусства (мозаики, витражи и др.), практически не защищены государством.
Назрела необходимость обсуждения возможности каталогизации, внесения в охранные списки и реставрации таких памятников, многие из которых имеют большую художественную и историческую ценность. А наша Общественная палата в январе 2021 года планирует провести слушания на эту тему с участием экспертов, представителей власти и общества.