"Учимся жить с ковидом": какие сигналы посылает населению власть?
Мэр Наталья Котова потребовала вернуть обработку дезинфицирующими растворами детских площадок и подъездов многоэтажек в Челябинске, о чем распорядилась на аппаратном совещании в мэрии в понедельник, 12 октября. В Златоусте по распоряжению вице-губернатора Ирины Гехт закрыли единственный (!) в городе роддом, его перепрофилируют под госпиталь для больных коронавирусом, роженицам же предлагается ездить в соседний Миасс и там получать все услуги по родовспоможению. В челябинской школе №2 в Парковом заболели 19 учителей, у большинства ОРВИ, в связи с этим школа приняла решение на неделю раньше уйти на каникулы.
Как известно, по распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина тем временем был заблокирован льготный проезд на общественном транспорте для пенсионеров и школьников, чуть ранее московские власти отправили на удаленную работу 30% занятых в сфере услуг (буквально через день, кстати, требования возросли до 50% от работников компаний).
Эти и подобные меры с теми или иными вариациями, пожалуй, накрывают уже многие регионы, мы же их привели, чтобы показать вернувшуюся встревоженность и некоторую сумбурность чиновников на местах, в связи с чем многие задаются вопросом – а не будет ли, как весной?
Некоторые говорят, что нас накрывает вторая волна коронавируса, другие считают, что никакой "второй волны" заболеваемости нет, а это продолжение весенне-летнего пика заболеваемости плюс сезонные инфекции типа ОРВИ, многие уверены, впрочем, что власти в Москве и регионах впадают в очередное "коронабесие".
Сайт Роспотребнадзора как раз 12 октября выпустил очередной бюллетень с графиками роста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в мире, по России за сутки этот показатель составил 13 тыс. 592 случая. Мониторинг, как сказано, проводился в 84 регионах страны, больше всего заболевших в Москве (4 тыс. 395 человек), далее следует с большим отрывом Санкт-Петербург (538) и Московская область (440). Если говорить об Урале, то в первую десятку по приросту попали Свердловская область (218) и Ханты-Мансийский автономный округ (208), в последнем заболела даже губернатор Наталья Комарова.
Всего на сегодня в нашей стране было выявлено свыше 1,3 млн заболевших, излечить удалось более 1 млн 24 тыс., тестирование, по данным Роспотребнадзора и оперативного штаба при Правительстве, прошла практически треть населения – называются цифры порядка 50 млн протестированных.
Поговорив с одним из главврачей в Челябинской области (он попросил не называть себя), мы уяснили для себя следующее. Подъем заболеваемости действительно есть, это данность.
"Понимаете, то же закрытие, перепрофилирование роддома в Златоусте… Наверное, власти пошли на такой шаг не от хорошей жизни. Заболевшим нужны койки, к койкам необходимо провести кислород и т.д. Вполне возможно, что если действительно в ноябре заработает новый инфекционный корпус под Челябинском, о чем говорил губернатор Алексей Текслер, все другие учреждения вернутся к профилю своей работы, увидим, как будет", – отмечает он, добавляя, что власти сегодня стремятся не допустить того, чтобы больницы и поликлиники захлебнулись от наплыва больных.
Стало известно о возросшем числе вызовов "скорых", о чем рассказал главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи министерства здравоохранения Челябинской области Александр Васильев, рост количества вызовов сейчас он оценивает в 2,5-3 тыс. в сутки (против 1,5 тыс. в межэпидемиологический период).
И все-таки вопрос вопросов на сегодняшний день – насколько очередные ограничительные меры адекватны создавшемуся положению и есть ли в них хоть какой-то смысл и толк?
"Сейчас в России мы придерживаемся стратегии, которую так или иначе приняло большинство европейских стран. Называется "жить с ковидом", в странах Юго-Восточной Азии немного другие подходы исповедуются. И если коротко – то да, вслед за европейскими странами к нам пришла очередная вспышка и подъем заболеваемости COVID-19", – считает Александр Соловьев, специалист ассоциации "МедЛабЭксперт". По его словам, вспышка в сентябре и октябре обусловлена несколькими причинами.
"Люди расслабились, мы с лета наблюдаем смягчение карантинных мер, начался учебный год, да и многие посчитали, что все закончилось и перестали соблюдать элементарные меры, включая ношение масок в общественных местах и соблюдение санитарной дистанции. Вторая причина – рост и наложение сезонных заболеваний ОРВИ и различных гриппов, в конце концов, летом многие переселялись на дачи и в сады, сейчас температура снова загнала людей в [городские] помещения, так что рост неизбежен", – утверждает эксперт.
Он подтверждает, что в части субъектов Урала (Свердловская и Курганская области, ХМАО) фиксируется устойчивый рост по заболевшим коронавирусом и различными пневмониями. "При этом в Свердловской области рост количества пневмоний превышает средние многолетние значения примерно в два раза. И так называемый Rt-коэффициент сегодня стабильно превышает единицу и рост продолжается, вскоре мы подойдем к апрельским-майским значениям", – отмечает Соловьев. Эксперт считает, что к данному моменту уровень коллективного иммунитета у граждан находится на чувствительно низком уровне – около 10-12% – что и дает потенциал роста заболевших в обозримом будущем.
Кстати, такие же цифры (плюс-минус, разумеется, смотреть надо на каждый конкретный случай) характерны и для Европы.
Депутат Госдумы Андрей Альшевских рассказал Накануне.RU не верит в повторение жестких карантинных мер по образцу весны 2020 года ни в Москве, ни в стране в целом – пока, по его мнению, ситуацию властям удается держать под контролем и введения локдауна все-таки не планируется.
"Не думаю, что кто-то готов пойти на остановку целых отраслей экономики, во-первых, это не очень эффективно, во-вторых – сильно бьет как раз по экономике. Но усиление мер по защите людей последует, возможно введение каких-то точечных ограничений, это может быть", – прогнозирует Альшевских.
Конечно же, в сложившихся условиях не обходится без критики, порой, жесткой властей и власть предержащих всех уровней. Многие справедливо отмечают непоследовательность действий самой же власти, представители которой тем не менее продолжают повторять как заведенные о мерах защиты. В той же Москве представители мэрии и прочих служб пеняют людям на неподобающее поведение и скопления граждан, что, мол постегивает рост заболеваемости. Это с одной стороны, с другой те же московские власти развлекаются тем, что невзирая на начавшийся сезонный рост заболеваний ОРВИ организовывают и проводят… полумарафон с большим количеством людей, о чем потом с гордостью рассказывают со всех трибун, проводятся коммерческие выставки, заработала сфера развлечений и т.д.
Подобная раздвоенность сознания, если не сказать, шизофренические настроения, разумеется, не способствуют доверию большинства граждан к властным структурам. Отдельные комментаторы находят даже примеры, полностью, так сказать, ломающие картину навязываемых представлений о происходящем.
Например, на днях Михаил Делягин, доктор экономических наук и известный публицист, в одном из эфиров задал действительно волнующий вопрос – а почему, мол, не фиксируется ничего серьезного по вспышкам заболевания в том же Хабаровске, где на протяжении двух месяцев продолжались и продолжаются массовые митинги протеста с большим скоплением людей?
Почему не происходит ничего катастрофического в том же Минске, где также проходили и проходят массовые акции, более того, президент республики Александр Лукашенко и в начале года, и весной не стал останавливать экономику республики и прерывать авиационное сообщение с другими странами. И ничего – никакого взрывного роста заболеваемости в Белоруссии никто не фиксировал и не фиксирует, это ведь факт!
Но внятных объяснений этому никто не собирается давать, ни со стороны медицинских "светил" или эпидемиологов, ни со стороны власти. Как быть с этим?
В конце концов, Накануне.RU еще в июле приводило точку зрения Игоря Гундарова, доктора медицинских наук, он не то, чтобы отрицает COVID-19, нет, он задает вполне себе резонные вопросы по происходящему. И говорит, что никаких ясных и четких ответов у большинства комментаторов нет и не предвидится, есть только какие-то интерпретации и заявления о "пандемии". Гундаров, кстати, тогда же, в июле, говорил о сезонном подъеме заболевания, процесс запустится в октябре, о чем мы тогда же и информировали.
Мнение Гундарова с тех пор не изменилось – из года в год фиксируется всплеск заболеваемости в октябре, с пролонгацией на декабрь и январь и далее, как правило, вспышка в марте. По его словам, ничего принципиально нового в эту многолетнюю схему COVID-19 не привнес и даже показатели смертности никакого особого роста пока не продемонстрировали. При этом до сих пор никто толком не разъяснил гражданам тот же вред от ношения масок вне помещений (даже на прогулках в парках, даже во время занятий спортом или возможные негативные последствия от ношения масок детьми!)
Тогда отчего власти заняли именно сейчас такую позицию и продолжают запугивать население?
И последнее, что хотелось бы выделить и особо подчеркнуть. "Рупор" президента и Кремля Дмитрий Песков именно сегодня заявил представителям журналистского пула, что не планируется введение национального локдауна и, соответственно, не будет никаких экстренных обращений Владимира Путина к нации.
Очевидно, что в Кремле отчетливо понимают всю опасность повторения весенних мер по остановке части экономики и просчитали последствия, к которым новый локдаун может привести в будущем. Наверное, лучше всего и честнее весной сформулировал этот принцип тот же Лукашенко, заявивший своим гражданам – "остановим экономику, возможно, кого-то это убережет от COVID-а, зато многие просто сдохнут с голоду!"