"Смешались в кучу кони, люди": историк Соколов дал сенсационные показания в суде
Допрос обернулся конспирологией и демонстрацией моральных качеств мужчины64-летний историк Олег Соколов спустя почти год после смерти его сожительницы, 24-летней аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко признал свою вину и заявил, что сожалеет о содеянном. Также признательные показания он дал по второй статье обвинения – незаконное хранение огнестрельного оружия.
Напомним, по версии следствия, Соколов убил свою сожительницу тремя выстрелами в голову, затем расчленил ее тело и попытался утопить его в реке Мойке, у которой и жил в Санкт-Петербурге. Его выловили в момент неудачной попытки утопления рук бывшей возлюбленной – знаток наполеоновских войн сам упал в холодную ноябрьскую воду.
До сих пор была известна такая версия в изложении Соколова: трагедия произошла в припадке ярости, вызванной словами Ещенко о горячо любимых дочерях историка, которых потенциальная мачеха якобы невзлюбила. Также Соколов заявлял, что нервозности ситуации добавляла травля со стороны публициста Евгения Понасенкова, с которым у историка был конфликт на профессиональной почве.
Сегодня к этой версии добавилась конспирологическо-сенсационная. Соколов охотно делился пикантными моментами из жизни с Ещенко (чем возмутил адвоката потерпевших – родителей погибшей девушки), а в конце трехчасового монолога заявил, что у его пассии за примерно за полтора года до убийства появился любовник. Он понял это по двум вещам: девушка стала скандалить и у нее появился дорогой смартфон "за сто пятьдесят тысяч". Впрочем, понял это Соколов, по его собственным словам, уже после смерти Анастасии – сопоставлял факты, сидя в СИЗО. Собственно, именно там, в следственном изоляторе, он каким-то образом узнал, что любовником его жертвы был некий влиятельный рецидивист из криминального мира, "черный риэлтор", который при этом готовил покушение на "первых лиц государства, близких к президенту".
Соколову стало известно, что предполагаемый любовник его сожительницы владел черным "Ягуаром", также у него был "айфон", и этот "айфон" сейчас в распоряжении Следственного комитета (видимо, по какому-то другому делу). Соколов предлагает запросить в СКР содержимое смартфона – он уверен, что там есть фото Ещенко с любовником, а также их переписка. Соколов не стал называть имени предполагаемого любовника, но передал судье записку, возможно, - с указанием на нового фигуранта. Также он заявил, что этот мужчина до сих пор находится в федеральном розыске. Соколов говорит, что имя любовника ему назвали люди в СИЗО, они боятся за свою жизнь, поэтому просили не называть их.
Дальше у Соколова возникает аж две версии. По одной из них Ещенко вступила в сговор со своим любовником-риэлтором с целью заполучить квартиру историка в центре Санкт-Петербурга. Для этого, правда, ей нужно было бы как минимум выйти замуж за доцента СПбГУ, а вообще дело явно проигрышное – у Соколова куча детей от предыдущих браков и родители. По второй версии, Анастасию стали то ли шантажировать, то ли по доброй воле привлекать "пособники Понасенкова". Соколов считает, что каким-то образом девушке дали задание добыть компромат на историка, например, добившись побоев с его стороны. С этой целью, как полагает подсудимый, сожительница и начала скандалить.
"Я никогда не поднимал на нее руку, клянусь перед Богом и людьми. Она сказала, что если я хоть раз подниму на нее руку – она сразу уйдет, поэтому – никогда не поднимал", - заявил Соколов. Вероятно, клятвы были в большом ходу в этой паре. Например, Ещенко, по словам Соколова, клялась на образе Богородицы и здоровьем своей матери, что не будет ему изменять. Он тоже в этом клялся.
Впрочем, правило на счет табу на рукоприкладство не распространялось у Соколова на всех женщин. Он с большим пренебрежением рассказал сегодня во время дачи показаний об отношениях с другой своей студенткой Екатериной Пржигодзской. Несколько недель назад девушка давала показания в суде и сообщила, что Соколов пытал ее, связывал, душил жгутом и угрожал прижечь утюгом. После этого, правда, она от него не ушла сразу, а еще некоторое время состояла в отношениях. Пржигодзская утверждает, что интимной жизни у них с Соколовым после "пыток" не было, историк заявил, что девушка прилетала к нему за границу.
"В 2011 году у меня была любовница, но она стала мне изменять. Я грешный человек, дал ей пару раз пощечин. Она осталась со мной. Если я ее пытал и угрожал, то почему она со мной осталась? У нас потом с ней были дружба и секс. Не достойна она совместных романов, но для интимных вещей отлично подошла. Да, получила слегка по физиономии, ну, ничего страшного – это у всех в жизни бывает", – заявил Соколов.
Показания Соколов начал давать с подробнейшей лекции то ли из своей жизни, то ли из жизни исторических личностей начала XIX века. Судя по всему, историка очень задевает тот факт, что в прессе его сравнивают с Наполеоном и приписывают ему большую симпатию к французу. "Я, якобы, ходил в костюме Наполеона. Я никогда в жизни не надевал мундир Наполеона в военно-исторической реконструкции. Я носил мундир дивизионного генерала!" – заявил Соколов. Он погрузился в описание мундиров, поэтому в какой-то момент гособвинитель прервала его монолог и попросила придерживаться темы рассматриваемого дела. На это Соколов возразил, что будет отвечать на все высказанные в его адрес обвинения. В итоге выяснилось, что мундир Наполеона Соколов все же надевал, но для съемок фильма.
Далее последовало описание становления в России военно-исторической реконструкции. Соколов уверен, что благодаря нему сейчас в стране этим направлением занимаются более 80 тыс. человек. Также он оправдывался за то, что к нему обращались "сир" (последовал исторический экскурс в традиции высших офицеров XIX века). Соколов до мельчайших подробностей помнит где и при каких обстоятельствах получал награды и звания. Например, в начале нулевых годов он получил два поздравления от президента России, которые доставил фельдъегерь. Видно, что это для Соколова гораздо важнее, чем, например, чувства бывшей любовницы, которой он "отвесил пару пощечин".
Досталось и совершенно неожиданным персонажам. Например, "более подвижной" команде Владимира Мединского, который раньше Соколова подкатил к Путину с идеей создания РВИО.
Соколов также словно оправдался за отсутствие докторской степени при таком солидном послужном списке. Сначала руководство университета не слишком пеклось о том, чтобы он стал доктором, а потом "эта трагедия прервала мое намерение получить степень".
Экс-доцент СПбГУ рассказывал, что к женщинам в окружении относился весьма трепетно, домогательствами никого не доставал, даже красивую помощницу. О том, что Ещенко хочет познакомиться, он задумался после нескольких лекций у нее: девушка сидела всегда на первой парте, почти не записывала, только смотрела на преподавателя, не отрывая глаз. Соколов рассказал о таких интимных подробностях, как первый поцелуй. Студентка, якобы, заявила, что целовалась в первый раз в жизни. Соответственно, историк стал ее первым мужчиной.
"Это было великолепно! В физическом плане я, слава богу, был в порядке. В моральном плане было все хорошо!". После ее смерти в ее дневниках нашли упоминания меня как "мужа". "Мы с мужем выстроили идеальные отношения" – писала она. Это была настоящая большая любовь! В моей жизни никогда не было такой чистой и преданной любви! Настя была щедрый и благородный человек!" – почти кричал на суде историк.
В рассказе Соколова сочетаются самые разные, подчас ужасающие подробности. Он отлично помнит матерные выражения, которые кидала сожительница в его адрес, будучи рассерженной, но также помнит, что она хотела завести с ним сына и даже хотела назвать мальчика Георгием. Он заявил, что выстрелом хотел лишь припугнуть разбушевавшуюся сожительницу, как разрядил в девушку обрез – не помнит. Зато помнит, почему хранил незарегистрированный обрез заряженным. Якобы в 90-х в квартиру ворвались бандиты и начали угрожать его тогдашней жене. Соколов схватил меч и припугнул налетчиков, они убежали, но с тех пор он решил держать дома заряженное оружие. Сам обрез он нашел в квартире, когда переехал в нее.
Давать показания о расчленении, об "уборке" следов после преступления Соколов отказался.