Депутат — о скандале с принудительной стерилизацией: "Это незаконно даже под якобы благими намерениями"
В Екатеринбурге разгорелся скандал с якобы принудительной стерилизацией в пансионате для престарелых и инвалидов. Так, одна из женщин — Людмила Гусева записала и выложила в сеть видеообращение. По кадрам понятно, что она не самостоятельно записала видео, девушка отвечает на вопрос и рассказывает историю кому-то за камерой.
При этом Гусева дважды повторяет фразу: "Нас попортили, и сейчас мы родить не можем". Пациентка объясняет, что стерилизация была негласным условием нахождения в учреждении, как и хорошее поведение. Тех, кто "не слушается", отправляют в психоневрологический интернат под разными предлогами.
Как стало известно, женщина действительно в 2008 году перенесла операцию в 20-й горбольнице по медицинским показаниям. Уктусский пансионат обеспечивает только социальные услуги, медицинскую же помощь проживающие в пансионате граждане получают в поликлиниках и больницах. Документы проживавших в тот период граждан сейчас проходят проверку.
"Обращаем внимание, что пансионат – это открытое учреждение, проживающие в нем граждане самостоятельно выбирают место проживания, могут обращаться в другие учреждения, в том числе – медицинские", – заявили в министерстве социальной политики Свердловской области.
При этом Людмила Гусева является дееспособной, она даже трудоустроена в пансионате уборщицей. На момент записи видео она находилась в отпуске и гостила у друзей. В администрации пансионата теряются в догадках, что ее побудило выступить с неожиданным обращением.
Директор учреждения Ирина Верхованцева рассказала, что всего за период с 2006 по 2016 год процедура стерилизации была выполнена 15 пациентам пансионата, из них четверо были недееспособными. Также Ирина Верхованцева прокомментировала во время пресс-конференции слова Гусевой о семье: "Они все хотят завести семью, это нормальное желание человека".
Директор отметила, что каждый из проживающих волен поменять пансионат, завести семью и родить ребенка, но в этом случае ему однозначно придется покинуть стены учреждения — Уктусский пансионат предназначен для проживания людей от 18 лет, пояснила Ирина Верхованцева.
Сейчас в связи с появившейся информацией о нарушении прав проживающих в Уктусском пансионате женщин проводится проверка, к которой уже подключились уполномоченный по правам человека, минсоцполитики Свердловской области и правоохранительные органы.
Член комитета по здравоохранению Госдумы Алексей Куринный считает, что "давление" в вопросах стерилизации неприемлемо, даже если это касается пансионатов, а самостоятельное решение о такой операции может принять только дееспособный человек.
— В Екатеринбурге разгорелся скандал о насильственной стерилизации в одном из пансионатов для инвалидов. Насколько ограничены права инвалидов в этом плане, и какая была практика стерилизации была в прошлом?
— Это довольно серьезная операция в классическом варианте, в котором применяется. Поэтому к ней есть строгие показания. Либо требуется согласие на это самого пациента. Некоторые женщины, например, сами просят сделать эту операцию во время проведения очередного кесарева сечения ввиду того, что у них много детей. Но это совсем другой вопрос. Если говорить об инвалидах, дееспособных инвалидах, здесь без согласия никак не обойдется.
— В пансионате якобы "вынуждали" сделать операцию, иначе грозили отправить в неврологический интернат.
— Понятие "вынуждали" — расплывчатое. Одно дело — ее вынуждали или уговаривали, как это могут представить сотрудники теперь, и она дала свое согласие, поставила подпись на соответствующем документе. Другое дело — если это сделали вообще без всякой подписи. На мой взгляд, это уже преступление, которое должно расследоваться, и надо привлекать людей, которые этим занимались, к ответственности.
— Для людей, которые проживают в пансионатах, понятно, что если они решат завести ребенка — им придется уйти, тут нельзя обвинить руководство в том, что они сказали: "нам ваши дети не нужны"? Учреждение для людей от 18 лет...
— Но это все равно незаконно, это фактически давление, я не знаю, как оно там проводилось, психологическое было, скорее всего. На мой взгляд, руководству пансионата этого нельзя было делать, несмотря даже на, вроде бы, благие намерения. Это выбор каждого гражданина.
— Опять же видно, что женщина не сама записала видео, ей помогли, музыку наложили, смонтировали и "подняли хайп" вокруг драмы — тут и все федеральные каналы подключились сразу. Может быть так, что это кем-то сделано специально ради "хайпа"? На ту же проблему демографии обратить внимание...
— Я не могу связать внимание каналов с благой целью большой, перспективной. Для них это действительно хайп, возможность получить высокие рейтинги. Но то, что подобные незаконные действия, если они имели место, стали предметом гласности и причиной для проведения расследования, на мой взгляд, это хорошо. Пускай расследуют, пускай выясняют, возможно, подобные случаи будут предотвращены в других похожих учреждениях.
— Решение о стерилизации опять же принимают по медицинским показаниям, нервно-психологические заболевания могут быть таким показанием?
— Речь идет о наличии или отсутствии дееспособности как таковой. Если дееспособность полная, здесь в любом случае нельзя без согласия самого гражданина что-либо сделать. Но показания должны быть немножко другие. Если же речь о психических заболеваниях, я не смогу точно сказать, есть ли такая практика, когда у больных, лишенных дееспособности, находящихся в закрытых учреждениях, принимается решение о стерилизации консилиумом, по-другому никак нельзя. Возможно, такая практика есть, но я не сталкивался.
— Просто сейчас волна диких случаев — опять же на Урале женщина держала в шкафу младенца и пыталась его уморить голодом, недавно женщина выкинула дочерей из окна, другая убила молотком, эта информация почти каждый день появляется. Вряд ли этих женщин можно назвать нормальными, но рожать им все же не запрещали? Как-то регулируется этот вопрос с точки зрения медицины?
— Я не могу сказать, что когда та же мама рожала ребенка, у нее уже были такие психические отклонения. Это каждый раз решается индивидуально. К сожалению, эти случаи распространены, но принятием какого-либо законопроекта их количество не снизится. Они не исчезнут.
— Просто есть обратная сторона таких случаев — чем чаще в СМИ появляются душераздирающие истории о плохом содержании детей в семьях, активизируется ювенальная юстиция, оправдываются все действия опеки — часто против вполне благополучных семей. А ведь это уводит в сторону от решения коренных проблем — социального, медицинского обеспечения, бедности, занятости, в конце концов, реакции правоохранительных органов на преступления какого-либо из родителей.
— Не исключаю этого, сейчас законопроект соответствующий внесен о быстром отобрании детей и тому подобном. Возможно, такая подготовка умов идет, подготовка общества к принятию законопроекта. Потому что первая реакция на этот законопроект была резко негативная.