Нереальная Васильева: фигурантка дела "Оборонсервиса" представила свои картины на Урале
Публика в регионах восприняла творчество в стиле "Нонреализма" неоднозначно, не то что в ЕвропеВ екатеринбургской галерее "Главный проспект" с 21 октября открылась выставка "Нонреализм. Нереальная реальность" художницы Евгении Васильевой, ставшей недавно академиком, более известна она как жена Анатолия Сердюкова и фигурантка дела "Оборонсервиса". Впрочем, как раз это вызывает к ее творчеству особый интерес, признают организаторы. По их мнению, талант открылся в экс-чиновнице во многом благодаря стрессу, который она пережила во время ареста и суда, это было сильное эмоциональное потрясение, которое сейчас вылилось в арт-объекты актуального искусства, здесь и видео-арт, и звуковое сопровождение и, конечно, картины маслом. Мы прошлись по галерее, подробности – в материале Накануне.RU.
Открывает экспозицию видео-арт: на жидкокристаллическом экране в полумраке небольшого зала, оснащенного для полного погружения в творчество Васильевой белыми диванами, разворачивается мутация вируса, того самого, что поверг в шок население земли в этом году.
В кислотных тонах и пятнах, переливающихся друг в друга, появляется "корона", а закадровый голос на идише читает сказку (что объясняют кураторы тем, кто с языком не знаком). Во время разгара пандемии, в самоизоляции, Васильеву потряс именно этот эпизод – тогда президент Израиля читал сказки детям избранного народа, чтобы хоть как-то разгрузить родителей. Учитывая близость к власти в прошлом, кажется странным, почему Васильева выбрала для творчества руководителя Израиля, а не, допустим, Владимира Путина, объявляющего "каникулы"?
Далее представлено несколько серий цифровых фотографий в обработке – "Восток", "Правда о лжи". В галерее отмечают, многое художник пишет сам о себе и изображает свой внутренний мир. Заглавная картина, которую Васильева выбрала для афиши выставки, изображает сломанную куклу на ниточках – нити отпущены, и она не может подняться, так как ноги у нее в прямом смысле "переломаны", но не оставляет попыток встать. Легко угадывается образ самой Евгении, которая, видимо, чувствует себя эдакой марионеткой, которую больше не дергают за ниточки. Очевидно, себя художница видит в роли жертвы?
Напомним, что до внезапного открытия своего таланта Васильева была руководителем аппарата Минобороны, с ее личностью связывали кражи квартир военных в промышленных масштабах – хищение имущества через ее печально известный "Оборонсервис" составило более 360 млн руб. Также Васильева прославилась тем, что состояла в интимной связи со своим начальником – министром обороны Анатолием Сердюковым, который пытался ее выгораживать во время следствия, как мог. Но в итоге за коррупционные махинации суд приговорил будущий талант к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима за мошенничество. В срок зачли и время, проведенное под домашним арестом, во время которого Васильева писала стихи про своего возлюбленного, по отметкам самых непредвзятых критиков – довольно слабенькие. В общем счете в колонии она провела всего 34 дня, а 25 августа 2015 года районный суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Васильевой, которая, как было объявлено, возместила ущерб за всех участников процесса в размере около 200 млн руб. Нужную сумму внес отец экс-чиновницы. С 2014 года Васильева ведет художественную деятельность под псевдонимом EVA.
Поэтическую стезю, кстати, она не бросила – есть здесь и видео-арт, на фоне которого она читает свои стихи. Сравнить Васильеву с ее новым стилем с кем-то похожим из художников представляется трудной задачей, так как для себя она "создала свой блэкджек", нечто новое – стала основателем "нонреализма", и даже написала монографии по этому направлению.
Примечательно, что гениальность чиновницы открыли именно западные "специалисты", в Европе и состоялись первые выставки. Некоторые творения Васильевой выставлены в музеях Франции, Италии, Швейцарии. Русский музей в 2016 году вернул Васильевой подаренные ею картины как "не соответствующие собирательной практике учреждения". Но в 2020 году она все же выставилась в Московском музее современного искусства. Теперь же первая экспозиция открылась в регионах – в Екатеринбурге.
Общество на Урале восприняло дебют Васильевой неоднозначно. Так, СМИ пестрели заголовками "Что здесь накалякали?", "Экскурсия по выставке работ той самой Евгении Васильевой", или "На Примере Евгении Васильевой Покажем, Может Ли Гражданин, Осужденный За Аферу, Стать Почетным Академиком Российской Академии". Пресс-секретарь "Главного Проспекта" Юлия с сожалением констатирует, что произведения Васильевой рассматривают через призму ее личности, а не просто как творения "молодого и талантливого художника". Стоят ли ее картины чего-либо или это просто "политика", покажет время. При этом скандальность и неоднозначность для художников во все времена были лучшей рекомендацией, говорят в галерее – вспомнить тех же экспрессионистов или эксцентричного Дали.
Смотрители также несколько озадачены, как представлять коллекцию – как картины "той самой Васильевой" или иначе, и что говорить посетителям? Есть и некоторые опасения насчет того, не станет ли провокационная выставка предметом для агрессии со стороны людей, ведь известны случаи, когда в мире искусства картины намеренно портили вандалы, руководствуясь политическими мотивами. Но дополнительной охраны на экспозицию не выделено, посмотреть на творчество Васильевой можно по общему билету, и как надеются в галерее, новый карантин не сыграет свою роль, и творения будут доступны для широкого зрителя вплоть до январских праздников.
Впрочем, пока выставка не заинтересовала жителей Урала – в первый день показа никто, кроме журналистов, не почтил выставку "молодой и талантливой художницы" своим вниманием.