Здравоохранение и экономика переносят коронавирус "на ногах"
Германия и Франция вдруг объявили о новом карантине до конца ноября в связи с распространением коронавирусной инфекции. В России распространение также набирает обороты, однако власти не собираются объявлять новый экономический локдаун, ограничиваясь лишь точечными мерами. Об этом также не раз заявлял Владимир Путин, в частности на недавней встрече с РСПП. Однако, смотря на то, как надрывается система здравоохранения, складывается впечатление, что и у нас нужно вводить очередную самоизоляцию.
Так, например, в Омске городские больницы отказывались принимать пациентов в тяжелом состоянии, поэтому медикам пришлось устроить своеобразную "забастовку" - привезти больных к зданию областного минздрава и включить сирены, чтобы на них обратили внимание. А еще в больнице Куйбышева Новосибирской области из-за нехватки мест в палатах, пациентов стали размещать в коридорах, но когда места кончились в коридорах, больных начали укладывать на лавки на лестничных клетках.
Тем не менее власти, судя по всему, понимают, что очередная волна самоизоляции может обрушить и без того шаткое экономическое положение, поэтому большой упор делают на вакцинацию. Две вакцины уже зарегистрированы и проходят испытания, скоро должна выйти на регистрацию еще и третья. Однако, как недавно стало известно, несколько человек, которые испытывали на себе препарат от коронавируса "Спутник V", все равно заразились новой инфекцией. Чтобы подвести итог, нужна ли России вторая волна самоизоляции, Накануне.RU поговорило с членом комитета по здравоохранению Госдумы Алексеем Куринным.
– Смотря на действия некоторых стран Европы, на ваш взгляд, все-таки будут ли власти вводить очередной карантин в России, ведь заболевание сейчас на пике?
– Я бы не сказал, что мы на пике, мы на этот пик пока взбираемся, во всяком случае, в большинстве регионов. Поэтому ситуация не настолько критическая, как в тех же европейских странах, о которых вы говорите. Там недельная доля заболевших в разы превышает долю в Российской Федерации, официально преподносимую сейчас.
Конечно, есть определенные манипуляции со статистикой - как заболеваемости, так и смертности у нас - ввиду недостаточного количества тестов, ввиду того, что, к сожалению, эти показатели стали отчетными для оценки эффективности для наших региональных руководителей, и те не заинтересованы, чтобы предоставлять эту информацию.
Но я абсолютно согласен, что локдаун образца весны не нужен и самое главное - что нет смысла его вводить в столь жестком варианте, в каком он был. А дальнейшее точечное ужесточение мер вполне вероятно, причем в ближайшие недели, потому что кривая идет вверх.
– А как реагировать на то, что Минздрав направил письмо подведомственным учреждениям, в котором говорится, что медики обязаны согласовывать публичные высказывания о коронавирусе?
– Я думаю, подобное может относиться исключительно к руководящему составу федеральных учреждений, а для всех остальных, мне кажется, это абсолютно неправильно. Ситуация должна быть подконтрольной и должна быть объективной, и здесь мнение медиков, профессионалов, которые высказываются, которые работают на периферии - оно очень важно для принятия правильных управленческих решений. Попытка затушевать, спрятать, запретить ни к чему хорошему не приведет.
– Тем не менее складывается впечатление, что в регионах ситуация критическая – смотря на то, что происходит в том же Омске?
– Сегодня мы, к сожалению, работаем не на вариант профилактики, не отсекаем цепочки, не останавливаем распространение вируса, а работаем уже исключительно с госпитальным этапом, с этапом заболевших, когда огромный наплыв приводит к перегрузке медицинской сети.
Ситуация вышла из-под контроля, это абсолютно очевидно. И поэтому то, что сегодня всплыло в Омске и других городах, имеет место если не в подавляющем большинстве, то просто во множестве регионов, где растет заболеваемость.
– Но это все же не предпосылка для нового локдауна?
– Нет. Я еще раз подчеркну, что ограничения с точки зрения мер возможны, но локдауна такого, какой был, не будет. Эти меры избыточны, и их эффект чисто противоэпидемический минимален. Совсем другой подход нужен. Еще раз повторю - это подход, который практикуют сейчас в странах Юго-Восточной Азии, подход, связанный с быстрым выявлением и ограничением контактов заболевшего лица, вычленением всех цепочек - только это позволит остановить процесс, а не реагировать уже на последствия в виде перегруженной лечебной сети, в виде коллапсирующего здравоохранения в целом в первичном звене.
– Открытым остается вопрос с вакцинами – так, стало известно, что люди, на которых испытывали вакцину "Спутник V", все равно заразились коронавирусом…
– Да, все вакцины, которые есть, они фактически сегодня применяются, скажем так, в экспериментальном режиме, без соответствующих постклинических испытаний, поэтому говорить об эффективности вакцин мы сможем месяца через три-четыре в лучшем случае, а, скажем так, в нормальном варианте это будет через полгода. Учитывая, что даже живой вирус не дает стойкого иммунитета, а это уже подтверждено, есть повторные заболевшие (причем некоторые повторно заболев, переносят в более тяжелой форме это заболевание), я сильно сомневаюсь, что какая-либо вакцина способна сейчас дать стойкий иммунитет, долгий иммунитет.
Но посмотрим, как будет развиваться ситуация, их скоро будет около ста штук, может быть, какая-то из них будет более-менее эффективной.
– Получается, как человек переносит болезнь "на ногах", так без самоизоляции и наша экономика и здравоохранение будут переносить "корону" "на ногах"?
– Весьма витиеватое сравнение. Но то, что мы пошли по пути выработки коллективного иммунитета, это никто не скрывает. Если в начале прятались, ограничивались - сейчас идем по пути выработки коллективного иммунитета. Вопрос только в том, что количество заболевших в единицу времени сегодня превышает или в ближайшее время превысит возможности системы здравоохранения - это неправильно. Надо растягивать. Смысл всех ограничительных мер - это растягивание во времени процедуры заражения населения для выработки иммунной прослойки.
Если где-то возникнет ошибка, если где-то что-то не рассчитаем - система здравоохранения просто не справится с наплывом и погибнет большое количество людей, которых можно было бы спасти.