Новое "утро надежды" или призрак всеобщего хаоса: чего ждать от выборов в США?
Сегодняшние выборы президента США уже заранее можно назвать уникальными. Раньше правящие партии умели находить баланс, а процедура голосования и подсчёта голосов смотрелась скорее как шоу. Элемент неопределённости вносило отсутствие прямого голосования и зависимость результата от коллегии выборщиков, теперь же оба кандидата заранее заявили о своей победе.
Внутриполитическая ситуация все сложнее, как и в прошлую избирательную кампанию, звучат опасения об иностранном вмешательстве, ещё не затухли сотрясающие страну протесты по линии движения BLM, Соединённые Штаты по-прежнему находятся в лидерах по числу заражений коронавирусом. Из-за этого появилось новшество в кампании - дистанционное голосование, что ещё больше запутывает ситуацию.
О выборах в стране, ранее считавшейся образцом демократии, о том, стоит ли России предпочитать того или иного кандидата и как может быть связано происходящее в "вашингтонском обкоме" с кризисом на постсоветском пространстве, Накануне.RU рассказал замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты РФ Никита Данюк.
— В США оба кандидата заявляют о своей победе. Но всё же, у кого шансы на победу кажутся выше?
— Шансов на победу больше у Байдена.
3 ноября на избирательные участки придут прежде всего сторонники Дональда Трампа. В контексте подсчёта голосов после закрытия избирательных участков Трамп будет лидировать, но подавляющее число сторонников Байдена проголосовало досрочно. Уже сейчас по почте проголосовали более 90 млн избирателей, это более 65% всех зарегистрированных избирателей, которых насчитывается 150-160 млн, а это значит, что процесс подсчёта проголосовавших досрочно займёт какое-то время.
— Получается, как и на выборах в России, решить исход могут "досрочники"?
— Более того, у проголосовавших по почте есть возможность переголосовать, обратившись в избирательную комиссию штата. Важный момент, там нет Центральной избирательной комиссии, там избирательные комиссии создаются на уровне штатов и не контролируются какой-то национальной структурой. По сути всё зависит от конкретной комиссии в конкретном штате и очень многое — от того, какая власть контролирует тот или иной штат — демократы или республиканцы.
Особенно это важно в колеблющихся штатах, которые, собственно, и определят победу того или иного кандидата, таких как Пенсильвания, Северная Каролина, Аризона, особенно Флорида. Потому что если Трамп Флориду не возьмёт, то неважно, как проголосуют колеблющиеся штаты — шансов у него не так много. А если он всё же Флориду возьмёт, то сможет продолжить борьбу.
— Много говорится о кризисе американских выборов как таковых. "Слон и осёл" больше не кормятся из одного корыта?
— Что касается самого института выборов, то это давно не карнавал, как предыдущие выборы, а игра с нулевой суммой, где проигрыш одного из оппонентов фактически вычёркивает его из политической системы. В первую очередь я говорю о Дональде Трампе, но на самом деле если Байден проиграет, то это будет очень большой кризис демократических сил, которые не имеют новых лиц, не имеют новых решений, которые ещё находятся в поиске новой идеологии.
Поэтому действительно ставки очень высоки и та или иная сторона будет отстаивать свою победу, даже если все бюллетени будут подсчитаны — и тех, кто на избирательных участках голосовал, и тех, кто голосовал досрочно. Я уверен, что и там и там команды юристов уже готовы.
Более того, готовятся выступления во многих крупных городах Соединённых Штатов Америки, в первую очередь сторонники Демократической партии готовые выйти на улицу, создавать провокации и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию, чтобы не допустить победы Трампа и создания победного консенсуса.
— Как считаете, связана ли нынешняя эскалация в горячих точках по всему постсоветскому пространству с нестабильностью в самих США?
— Эскалация кризисов на постсоветском пространстве — Белоруссия, Нагорный Карабах, в скором времени Молдавия — скорее всего во всех случаях имеет определяющие внутренние причины. Другое дело, что внешним силам всегда удобно использовать взрывоопасные регионы для того, чтобы дестабилизировать ситуацию и половить рыбку в мутной воде.
Подобного рода хаотизация, конечно, на руку нашим оппонентам. Постсоветское пространство является зоной наших жизненно важных интересов, это наша естественная зона влияния. В этом отношении неважно, демократы или республиканцы находятся у власти, они всегда будут пытаться это пространство хаотизировать — то, что они хорошо умеют в своей стратегии "управляемого хаоса".
— А является ли кто-то из кандидатов предпочтительным для российских элит? Ведь мы помним, как в Госдуме победу Трампа называли "утром надежды" и встречали её рукоплесканями.
— Для нас неважно, победит Байден или Трамп, потому что среди американской элиты сложился устойчивый антироссийский консенсус. Мы видим, что санкционная политика и попытки вытеснить нашу страну из разных регионов продолжатся. Поэтому Байдену аплодировать точно не будут. Да и Трампу не собираются. Есть огромное количество примеров, где Трамп вёл себя агрессивно. Здесь не нужно идти на поводу у каких-то эмоций. Что Трамп, что Байден откровенно не заинтересованы в восстановлении отношений с нашей страной.
Просто если победит Байден — Россия снова станет красной тряпкой в первую очередь на внешней арене, а если победит Трамп, то я жду очередной раз волны нападок в том духе, что Россия вмешивалась в выборы, пыталась протащить своего кандидата. И это ещё больше усилит консенсус внутри американских элит, когда даже нейтральное отношение к России станет невозможным.