Генерал Михайлов — о том, зачем сотрудникам ФСБ хотят разрешить двойное гражданство
Сегодня Совет Федерации рассмотрел президентские поправки в законы о внешней разведке и ФСБ. Согласно обновленной Конституции, сотрудникам спецслужб запрещено иметь двойное гражданство или вид на жительство в другой стране, однако в поправках есть "лазейка": иностранный паспорт можно иметь, если это "обусловлено решением задач оперативно-служебной и разведывательной деятельности". Поправки, вопреки сложившемуся в обществе представлению, не ужесточают, а смягчают требования к силовикам по части иностранного гражданства. Ведь до сих пор сотрудникам ФСБ нельзя было иметь гражданство или вид на жительство другой страны.
В беседе с Накануне.RU генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов поясняет, с чем могут быть связаны такие изменения.
— Президент Владимир Путин в поправках к законам о внешней разведке и ФСБ предложил убрать полный запрет сотрудникам этих ведомств на второе гражданство, также они могут получить вид на жительство в другой стране. Как относитесь к таким изменениям?
— Я, если честно, плохо себе представляю, как это может выглядеть и насколько достоверна эта информация. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что если речь идет о разведке, то очень часто там работают представители другой страны, соответственно, они должны быть ее гражданами. Но что касается ФСБ, тут мне сложно что-либо сказать, потому что мы настолько защищали всегда свою структуру от людей, которые имеют даже контакты за рубежом, а сейчас там разрешено будет даже двойное гражданство. Ну, опять-таки это оправданно, только если речь идет о разведке с территории.
— Ну, разведка с территории была и раньше, как-то ведь без разрешения двойного гражданства обходились?
— Ну, как обходились, если мы говорим о разведке вообще, в разведке работали люди, которые были представителями другого государства. С точки зрения того, как это обернется для сотрудников, непосредственно работающих во внутренней специальной службе, я не могу сказать.
— В последние годы был ряд скандалов с выявленными "двойными агентами" в высших эшелонах власти, а здесь получается послабление и для силовиков?
— В данной ситуации просто президент исходит из функциональности спецслужб, ведь здесь не идет речь о чиновниках высокого уровня, речь идет об исполнителях, работниках, непосредственно связанных в этой сфере. Наверное, вот с этим было связано решение. Я не представляю, почему этот документ оказался в открытом доступе, и мы его сейчас начинаем обсуждать.
— Сегодня Совет Федерации рассматривает президентские поправки в законы о внешней разведке и ФСБ — разве не должны они быть доступны для широкого освещения и обсуждения?
— Ну, если это закон, то должен быть открытым. Но я не думаю, что здесь есть какой-то скрытый смысл, здесь идет, скорее всего, просто формализация уже имеющегося положения, когда сотрудник — гражданин другой страны. Не бывает "чистых" Штирлицев без иностранного гражданства, добывающих серьезную информацию. ФСБ тоже иногда выполняет очень серьезные разведывательные задачи, для них это тоже является очень важным моментом. Я сомневаюсь, что здесь речь идет о каком-то послаблении режима секретности. Просто формализация того, что уже существует.
— Работа нелегалов по всему миру? Но опасения идут сразу в сторону мыслей о перебежчиках, предателях, которым облегчается их задача...
— Мы ведь имеем дело не с "Ленинградским колхозным рынком", специальные службы всегда относятся серьезно к подбору своих кадров и контролю за ними. Поэтому я полагаю, что вряд ли это может быть инструментом, который позволит каким-то иностранцам или наоборот нашим гражданам, которые получают гражданство, нанести ущерб своей стране. К этим вещам надо относиться спокойно, просто мы очень часто бросаемся оценивать то, что в общем-то уже существует, но на данный момент просто формализуется в законе. Ну а как иначе — вспомним всех: и Блейка, и Филби, и других наших нелегалов, которые работали за рубежом. Как они могли работать за рубежом, не имея гражданства иностранных государств?
— Вот и странно — зачем это формализовать, если все уже и так работает?
— Многие вещи просто по умолчанию есть, но их надо каким-то образом приводить к общему знаменателю. Потому что очень часто бывает так, что такие недоговорки вылезают боком. Все же не просто так, это не просто предложение. Если оно внесено, значит, оно обоснованно и достаточно серьезно. Специальные службы сами для себя определяют правила игры, но для того, чтобы закрепить для себя эти правила, нужна определенная формализация.
— Просто эта тема двойного гражданства — очень болезненный вопрос для России сейчас. Когда-то мы его решили запретить для чиновников, а вдруг оказалось, что не собираемся его запрещать, вопрос суверенитета и национализации элит с повестки не сходит и волнует народ, прежде всего.
— Понимаете, когда мы с вами говорим о чиновниках с двойным гражданством, мы с вами прекрасно понимаем, что в основе этой ситуации лежит корысть или попытка найти "запасной аэродром". Когда мы с вами говорим о специальных службах, мы должны понимать, что очень часто это является неотвратимым условием для выполнения тех или иных задач. Поэтому к этим вещам надо относиться спокойно. Если решение принято, значит, оно чем-то обусловлено.
— Вот недавно Владимир Путин говорил много о Холодной войне, сейчас мы видим, как обостряются отношения с США, и во всем мире становится все более неспокойно, возможно, это обусловлено какими-то действиями в будущем, этакая активизация работы спецслужб?
— Работа всегда велась и ведется, мы не можем наше время исключить и обособить из какого-то определенного хронологического периода. Всегда такие времена были. Правда, некоторый период времени характеризовался сумасбродством нашего заклятого алкоголика, но когда речь идет о сегодняшней ситуации, она, в общем-то, ничем не отличается от многих других исторических периодов. Особенно периода Холодной войны. Поэтому я считаю, что в данной ситуации президент знает, что делает.