Борис Кагарлицкий: Приход Байдена - паника в Кремле
Судя по истерике госпропагандистов, приход Байдена вызывает ужас и панику в Кремле. Боятся они совершенно зря, ничего серьезного от Байдена ждать не приходится, санкционный инструментарий исчерпан, но то, что российские чиновники напуганы, это хорошо.
Массового "раскулачивания" российских олигархов на Западе не случилось до сих пор и не случится в будущем просто потому, что поток денег из России выгоден банкам, страховым компаниям, торговцам недвижимостью, финансовым спекулянтам. Иными словами — именно тем группам буржуазии, которые поддерживали Байдена и Демократов. До тех пор, пока олигархия у власти в Кремле и продолжает вывозить из страны деньги, их собственность трогать не будут. Новые санкции, конечно, будут, но для начальства, которому наплевать на состояние экономики страны, они не страшнее предыдущих. А ограбят наших олигархов лишь тогда, когда они уже потеряют власть или за несколько минут до того, поскольку денежный поток, который они направляют на Запад, всё равно в этот момент прекратится. Новые представители элиты будут делать примерно то же самое, замещая своих предшественников на заграничных финансовых рынках и рынках недвижимости (если, конечно, у нас не произойдут революционные, системные изменения).
Однако почему всё-таки Байден так напугал отечественное начальство? Думаю, причины тут не политические, а психологические. Что-то вроде мук нечистой совести. Байден для российских правителей — как призраки для Шекспировского Ричарда III. Дело не в самих призраках (их не существует), а в нечистой совести.
Читатель скажет, конечно, что ни стыда ни совести у наших правителей нет. И будет отчасти прав. Но то, что эти люди не мучаются угрызениями совести, отнюдь не значит, будто они не знают, что сделали, не сознают, что совершили многочисленные преступления, не боятся наказания. Пока за ними никто не пришел, но в глубине души они опасаются, что за ними всё равно придут. И там, где не видно явной угрозы, подсознательный страх заставляет искать угрозу тайную, неочевидную, иррациональную. Это и есть те самые призраки.
Выходя из ночной тьмы, шекспировские призраки заставляют его героев совершать ошибочные, панические, самоубийственные действия. Байден это и есть тот самый призрак, который явился сейчас команде Путина.