17 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Штраф за бедность: федералы придумали новый кнут для регионов

Государственные долги субъектов России на 1 октября достигли суммы в 2 трлн 178 млрд руб. (на 1 января было 2,112 трлн, рост на 3,1%), говорится в опубликованной отчетности Министерства финансов РФ. С одной стороны, долг несильно увеличился за истекшие девять месяцев, но тенденция сохраняется – все больше регионов вынуждены бороться с недостатком средств путем заимствований, с другой стороны – долги растут, непонятно только, кто, когда и как их будет возвращать. Рассчитывать на кредиты и субсидии из федерального центра в условиях дефицитного российского бюджета (около 3 трлн руб. или даже выше) регионам точно не стоит. Кому-то деньги, возможно выделят, но большинству – точно нет.

Накануне.RU попробовало разобраться в ситуации. Госдолги (в структуре которых львиную долю составляют пока бюджетные кредиты) нарастают, увеличение зафиксировано в 39 субъектах России.

Проблема тут даже не в увеличении госдолга субъектов как таковых, а в продолжающемся падении уровня собственных доходов (через налоги и сборы), процесс хоть и замедлился в последнее время (падение на 7,7 % по всем субъектам к октябрю против падения на 9,1% за первые пять месяцев года), но оптимизма точно не может вызывать.

В сентябре, согласно отчетности Минфина, довольно резко и неожиданно "просели" сборы по налогу на добавленную стоимость (НДС), поступления обвалились сразу на 23%, всего собрать удалось 411 млрд руб. Чтобы было понятно публике – НДС, всегда горячо критикуемый как налог-тормоз для экономического роста, был все время этакой палочкой-выручалочкой для финансовых властей России. Опять же для понимания – после катастрофы с выручкой от продажи углеводородного сырья (чему способствовали и падение цен на мировых рынках, и самоограничения, взятые Россией в рамках сделки ОПЕК+) НДС оставался единственным более или менее стабильным источником поступления денег в казну.

Сборы НДС – это важнейший индикатор состояния дел в российской экономике и уже по динамике падения можно без всякого Минфина сделать вывод о реальном положении. Если совсем грубо, то стали меньше покупать, продавать, вообще тратить и т.д. все хозяйствующие субъекты, а также домохозяйства страны.

НДС довольно-таки легко администрируется (и потому – собирается), сами суммы поступлений всегда грели душу министра финансов Антона Силуанова и его подчиненных, позволяя время от времени делать громкие заявления о "стабильности" и ожидаемом рывке экономики с ростом не то в 1,5 %, не то даже в 2% в следующем году. И вот выясняется, что экономических факторов для подобного рода ожиданий становится все меньше, зато бюджет страны все больше уходит в глубокий "минус". Следом за недостатком бюджетных средств в казне государства, естественно, образовываются зияющие прорехи в региональных бюджетах, большая часть которых и в лучшие-то времена были дотационными. Чего ожидать теперь?!

И еще необходимое пояснение: НДС всегда и полностью шел в "федеральный котёл", региональные бюджеты получали свою долю от него уже в виде субвенций, субсидий и прочих перечислений, то есть налог с момента появления в 1992 году в России всегда был "федеральным". Но собирался он в то же время всегда по месту прописки бизнеса и таким образом существенно влиял на бизнес-климат в регионах, самый простой и свежий пример можно взять из практики "поддержки" предпринимателей в первую волну пандемии и ограничений весной 2020 года.

Как известно, Правительством были введены некоторые льготы и послабления в части уплаты отдельных взносов и налогов для арендаторов, владельцев бизнеса и некоторых других категорий предпринимателей.

Так вот – никаких льгот по уплате НДС даже в самый разгар эпидемии не вводилось и даже варианты не рассматривались! Это лучше всего иллюстрирует значимость сбора НДС для федеральных финансовых властей. В самом деле, не считать же всерьез льготами по уплате части НДС, например, снижение налога для авиакомпаний, которые с марта и так поставили на прикол собственные авиалайнеры? Платить НДС попросту не с чего было из-за введенных повсеместно ограничений на полеты по всему миру, не только в России.

Фото: Накануне.RU

Фото: Накануне.RU

Денег от части остающихся на местах налогов в виде НДФЛ, транспортного и дорожного налогов, налога на имущество и прочих статей остается все меньше, расти и наполнять региональные бюджеты эти поступления в ближайшем будущем совершенно точно не будут.

Пороть сборщика налогов?

В Счетной палате Алексея Кудрина предлагают штрафовать в рамках Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) глав регионов, которые проводят "неверную" финансовую политику и копят долги.

Вариант – вообще отстранение наиболее провинившихся губернаторов и введение в субъекте внешнего управления. Меры серьезные, хотя пока и не прописанные четко в законодательстве, прецеденты существуют, но Правительство все-таки, видимо, не готово распространять такую практику повсеместно.

С другой стороны, количество регионов в предбанкротном состоянии сегодня стремительно увеличивается и получается, что вопрос о замене "неправильных" управленцев на местах на "правильных", то есть тех, кто не побоится начать "резать" по живому и сокращать расходы, переходит из экономической плоскости в чисто политическую сферу.

Фото: Накануне.RU

Фото: Накануне.RU

Во-первых, где взять этих самых "правильных" чиновников в таком количестве? А во-вторых, урезание расходов в регионах, которые и так не живут, а выживают, может привести к росту социальной напряженности и в пределе – к выступлениям наиболее обделенных групп населения и трудящихся.

Какие расходы-то резать, в Счетной палате ведь не пояснили? Выплаты врачам, учителям, выплаты на детей или что-нибудь еще?

И как объяснить неизбежное падение уровня жизни людям, для многих из которых зарплата (или пенсия) в размере 12-15 тыс. руб. в месяц стала давно и прочно основой их повседневного существования? Вопросы, в общем, конечно же, нетривиальные сами по себе и сводить все к каким-то особенно зловредным действиям губернаторов или глав все-таки нецелесообразно.

И тем не менее – если все-таки не будет штрафов для "провинившихся", то федералы уже готовы приставить своего рода внешнее управление к "хромающим" регионалам.

Список регионов, которые "напрашиваются" на такое внешнее управление, сейчас огромен. Если судить по соотношению госдолга и собственных доходов в этом году, то в наихудшем положении находятся все те же, что и прежде: Мордовия, госдолг которой уже много лет зашкаливает, и Хакасия, а также Удмуртия, Орловская, Псковская и Томская области. К критическим значениям близки показатели госдолга в Карелии и Коми, Архангельской, Новгородской, Костромской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской, Ульяновской, Саратовской, Курганской областях, ухудшается ситуация в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, Калмыкии, Марий Эл, в Забайкальском и в Хабаровском краях, на Чукотке.

Хватит? Думаем, достаточно просто взглянуть на карту страны и мысленно окрасить проблемные с точки зрения бюджета и долгов регионы (мы, кстати, перечислили далеко не все), чтобы понять масштабы проблем.

Что говорить, если в 2021 году даже московские власти намерены прибегнуть к заимствованиям и кредитованию на выполнение некоторых социальных и инфраструктурных программ – впервые за десять лет! Но Москва в этом смысле не показатель, конечно же, по сравнению с большинством субъектов – все понимают, что никаких дефолтов и проблем с отдачей кредитов у мэра Сергея Собянина и его подчиненных не возникнет и не может возникнуть. А в регионах ситуация прямо противоположная.

Кредиты и долги российских регионов сегодня по большому счету не обеспечены ничем. Как самый иллюстративный в этом смысле материал можно вспомнить историю той же Хакасии, где осенью 2018 года Кремль уже вводил внешнее управление и прислал в регион "спецгубернатора" Михаила Развожаева (ныне – губернатор Севастополя) для срочной подготовки республики к отопительному сезону. Усилиями федерального центра и Развожаева удалось пережить зиму, а на выборах главы победил тогда представитель КПРФ Валентин Коновалов, которому ситуацию с бюджетными расходами-доходами переломить, разумеется, не удалось.

Дело не в личных качествах губернатора-коммуниста или еще в чем-то – глубоко депрессивная Хакасия (как ряд других российских субъектов) попросту неспособна в нынешних экономических условиях "кормить" себя, это факт. Одна цифра: госдолг Хакасии на 1 июля составлял почти 22,5 млрд руб., а бюджет республики на 2020 год был утвержден в размере 35,4 млрд руб. (доходная часть, расходы – 37,7 млрд).

Добавим, что это уже собственно не проблема властей Хакасии – с прошлого года все бюджетные траты в республике переведены на казначейское исполнение, то есть контролируются при помощи чиновников федерального центра. И даже при всем этом врачи республики буквально-таки вопиют о помощи федерального центра, на днях вышло соответствующее обращение.

Фото: Пресс-служба ЦВО

Фото: Пресс-служба ЦВО

Хакасия не представляет собой какого-то исключительного случая, ситуация схожим драматическим образом складывается и в других субъектах.

Например, только за последние годы, в период управления Магаданской областью уральца Сергея Носова, госдолг этого богатейшего (по ресурсам) субъекта страны вырос до 14,6 млрд руб. При утвержденном бюджете по расходам и доходам в 35 млрд руб. на текущий год.

Вопрос на засыпку – Носов ли довел в буквальном смысле слова "золотой" и "рыбный" субъект России до "ручки" или причины все-таки глубже? С одной стороны, управленец привык руководить "на широкую ногу" и в Нижнем Тагиле, мэром которого он был, при нем существенно рос дефицит бюджета под предлогом реализации различных масштабных прожектов (часть из них действительно реализована, но некоторые забуксовали и легли тяжким бременем на казну). С другой стороны, такая амбициозность, где-то чрезмерная, конечно, не отменяет перекоса в бюджетных потоках в сторону Центра.

Фото: пресс-служба правительства России

Фото: пресс-служба правительства России

Если возвращаться в не столь отдаленные российские регионы, которым сулят "внешнее управление", то в Курганской области госдолг на 1 октября превышает сумму в 16,5 млрд руб. при бюджете на 2020 год в 43,8 млрд руб. Региональные финансовые власти вроде бы не без гордости отчитываются, что, цитируем, "просроченные задолженности по долговым обязательствам Курганской области на 1 октября отсутствуют" и это, безусловно, хорошо. Вопрос в другом – а есть ли план у властей и губернатора Вадима Шумкова по ликвидации госдолга субъекта в принципе в обозримой перспективе?

Еще раз повторимся, дело не в губернаторах-"варягах" на местах, вопросы как раз к устройству бюджетной и финансовой системы страны, которые загоняют регионы в долговую кабалу и не позволяют экономике на местах хоть сколько-нибудь развиваться. Что говорить об относительно "бедной" Курганской области, если даже в соседней Челябинской, с довольно-таки развитой промышленностью, дефицит бюджета достигнет невиданных прежде сумм – около 20 млрд руб.? Безусловно, на Южном Урале есть и стратегические ошибки в управлении, мы об этом рассказывали, но и общая ситуация с доходами не оставляет властям шанса не занимать деньги во все более возрастающих объемах.

Короче говоря, собственные доходы практически во всех российских субъектах продолжают падать, а расходы, напротив, неумолимо даже при всех мерах экономии, наоборот, идут в рост и конца и края этому процессу не видно.

Положение хуже губернаторского…

Это замечание классика, кажется, твердо входит в обиход нашей политической жизни, сейчас положение "хуже губернаторского" может быть только в случае с совсем уж бесправными главами муниципалитетов или мелких поселений. Если, по большому счету, губернаторы крупных и, по логике вещей, богатых регионов вынуждены непременно "кланяться" в высоких московских кабинетах, выбивая и клянча деньги порой на самое необходимое, что говорить о положении дел у мэров?

Накануне.RU недавно рассказывало о сложившейся практике в стране, когда подыскать кого-то на должность главы муниципалитета (небольшого города, поселка, даже главы района) становится решительно невозможно. К слову, столица упомянутой уже нами Магаданской области оказалась в их числе.

Дураков, извините, нет!

Чиновник такого уровня наряду с небольшой зарплатой получает ворох нерешаемых в нынешних условиях проблем и ко всему прочему становится удобной мишенью для упражнений бдительных силовиков. Что бы ни случилось, ответственного искать долго не придется, виноват будет мэр или другой руководитель, даже элементарное приведение в порядок вверенной территории (типа досыпки гравием дороги или еще что в этом роде) грозит обернуться настоящей статьей за превышение полномочий, а то и за растрату. Проще вообще ничего не делать и все время кивать на вышестоящее начальство.

Разумеется, мы далеки от мысли, что никаких безобразий и казусов на местах не случается, это тоже было бы сильной натяжкой. "Уголовки" по поводу распределения земельных ресурсов или муниципального имущества и прочей собственности в "нужные" руки давно стали классикой жанра, так же, как благоустройство силами аффилированных с местными чиновниками структур и т.д. и т.п.

Все это есть, но система, та самая пресловутая "вертикаль власти", работает так, как работает, и в "тучные годы" при стоимости нефти под 100 долларов за баррель еще давала какие-то результаты. Однако ситуация с тех пор сильно изменилась, чего не скажешь о вертикали…

К моменту подготовки материала как раз были сменены четыре руководителя федеральных ведомств в Правительстве Михаила Мишустина, экс-министрам подыскали соответствующую работу в разных сферах – от уральского полпредства до… "Единой России".

Как и всегда бывает в подобного рода случаях, посыпались многочисленные комментарии и трактовки отставок-назначений с самыми конспирологически окрашенными версиями. Вплоть до "усилился Сечин", "ослабли позиции Ротенбергов", кое-кто заговорил об усилении "татарского клана" в Правительстве.

Фото: Накануне.RU

Фото: Накануне.RU

Кто не понял, то слово "татарский" здесь является не этническим маркером, а производным от географии начала пути чиновника к креслу федерального министра. В данном конкретном случае имеется в виду работа сначала в Татарстане вице-премьера Марата Хуснуллина, который через работу в московской мэрии стал "главным" по строительству в целом в России и сейчас усилил свою команду назначением Ирека Файзуллина министром строительства и ЖКХ.

Фото: government.ru

Фото: government.ru

В Госдуме по традиции не стали спорить с предложенной ротацией и готовы, как и положено по новому закону о назначении федеральных министров, "голоснуть" за представленных кандидатов. Исключение может составить партия КПРФ, да и то вряд ли, в любом случае голос коммунистов не будет решающим фактором.

"Пропутинские олигархические кланы меняют пешек на разваливающейся шахматной доске российской экономики", – отметил по этому поводу автор телеграм-канала "Антискрепа" Никита Кричевский. Продолжая мысль, доктор экономических наук саркастически добавил, что на места ушедших можно было без особого вреда назначить хоть Хоттабыча и ничего бы не изменилось.

"Обратите внимание: ни Белоусов (Андрей Белоусов, вице-премьер, – прим.), ни Решетников (Максим Решетников, министр экономического развития, – прим.), ни Силуанов, ни прости Господи, тетя Эля (глава Центробанка Эльвира Набиуллина, – прим.) в отставку не собираются и намерены продолжать гробить наше национальное хозяйство. Хотя "продолжать гробить" – это сильно, по-московски, сказано. Экономика давно развалена, что прекрасно видно всем немосквичам", – заявляет Кричевский.

Насчет "разваленной экономики" и бюджетных проблем, кстати, солидарное мнение высказывал лидер КПРФ Геннадий Зюганов перед первым чтением бюджета на 2021-2023 гг. в Госдуме. Коммунист тогда громогласно призвал, цитируем, "восстать" губернаторов России против принятия этого документа, потому что, как пояснял Зюганов, в результате чиновники Правительства просто "обкорнали" наиболее уязвимые и незащищенные статьи по расходам, что неизбежно приведет к проблемам финансирования даже самого необходимого.

Надо ли говорить, что призыв "восстать" Зюганова пропал втуне? Естественно, ничего путного из подобного рода затеи с самого начала не могло выйти, губернаторы отлично понимают, что не являются самостоятельными политическими фигурами, которым было бы позволено иметь свое мнение, а тем более – высказывать его. Бюджет страны принят и утвержден в первом чтении, при этом правящему большинству из "Единой России" для этого не нужны голоса не только коммунистов, но и всех остальных, конституционное большинство в нижней палате никуда не делось!

"Ситуация с предложенным бюджетом Правительства, который принят в первом чтении и будет рассматриваться 26 ноября во втором, следующая. Мы видим, с одной стороны, нарастание кома проблем с бюджетами в регионах, с другой – урезание денег, ранее запланированных в федеральном бюджете. Нет сомнения, что из-за ухудшения с положением доходов в региональной казне многие программы на условиях софинасирования с федеральным центром будут отложены, либо вообще забыты", – рассказала Накануне.RU член бюджетного комитета Госдумы Вера Ганзя (КПРФ).

По словам спикера, сегодня губернаторы на местах вынуждены заниматься просто фальсификациями отчетности для того, чтобы выглядеть лучше в глазах Москвы.

"Та же программа развития сельских территорий "порезана" основательно и мы попытаемся отстоять заложенные ранее в ней средства", – уточняет собеседник. Но проблема все-таки в целом глубже, говорит Вера Ганзя – регионы России вынуждены все большие и больше средств заимствовать на выполнение элементарных расходных обязательств, и это может стать большой проблемой если не в будущем году, то точно в 2022 году.

Депутат Курганской областной думы Евгений Кафеев ("Единая Россия") в разговоре с Накануне.RU уточнил, что пока бюджет региона даже не выносился и не рассматривался на обсуждение парламентариев. Этому есть объяснение – идет доработка федерального бюджета, соответственно, власти Курганской области хотели бы посмотреть параметры федерального документа. И только после его принятия делать какие-то расчеты и закладываться на предстоящую трехлетку.

"Да, многие говорят о долговой нагрузке, о бюджетных проблемах в будущем, такие разговоры ходят. Но я все-таки бы смотрел на проблему более комплексно, в разрезе доходов и расходов, а также в разрезе расходов на обслуживание долга, в нашем случае – долга Курганской области. Пока не вижу каких-то особенных проблем, хотя год для нас, как и для многих, безусловно, выдался напряженным и сложным", – считает Кафеев, указывая на европейский опыт, где города и муниципалитеты также годами и десятилетиями живут в долг. И ничего, живут же!

Подытоживая, добавим – многие наши собеседники воздержались от каких-либо прогнозов даже на самое ближайшее будущее, причина такой сдержанности понятна и объяснима. В ситуации со многими неизвестными прогнозировать что-то действительно сейчас тяжело, а как пойдет утверждение или исполнение бюджетных обязательств в целом стране и в регионах в новом году – покажет время.

Но "восстания" губернаторов, к чему призывал Геннадий Андреевич, точно не будет…


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11