22 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Две трети регионов – в критической ситуации. Изменит ли ситуацию Мишустин?

Две трети российской территории – в упадке. В банкротном и предбанкротном состоянии сегодня пребывает более 40 регионов из 85. Власти субъектов копят долги, чтобы хватило на социалку, а в Правительстве РФ закрывают на это глаза. С приходом нового премьера Михаила Мишустина ничего не меняется, кабинетом министров, как считают наши эксперты, управляет "бухгалтер, который притворяется айтишником", и это одна из причин продолжающегося упадка региональной экономики. Но всё ещё можно изменить, ведь у России есть примеры субъектов, "восставших из пепла". Подробности – в материале Накануне.RU.

Банкротство и внешнее управление субъектом вводятся, когда доходы составляют 85% расходов. Сегодня в такой ситуации оказались более 20 регионов, ещё столько же близки к этому.

"Две трети субъектов Российской Федерации находятся в критической или предкритической ситуации", – рассказал на пресс-конференции в НСН первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Калашников.

Налоговая система должна быть построена по принципу треугольника: внизу – основная масса собираемых налогов, а наверху – налоги на общенациональные нужды (оборона, безопасность). В России треугольник перевернутый, считает депутат.

"Когда на муниципальные нужды вообще налогов нет, на уровне субъектов немного есть, но очень мало, а всё остальное поднимается на федеральный уровень. Всё остальное в виде субвенций, дотаций по формуле выравнивания бюджетов спускается вниз. Эта система сложилась в 1990-е и преследовала политическую цель, чтобы регионы "не баловали", чтобы их можно было держать на коротком поводке. Но сейчас это обросло налоговыми законами, системой, экономическими принципами. На сегодняшний день условий для эффективного экономического развития у большинства регионов нет", – пояснил Сергей Калашников.

Федеративное устройство в этой ситуации не вполне подходящее, в этом уверен глава Центра экономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

"Видно, что с одной стороны есть серьёзные диспропорции в распределении средств между регионами и центром, а с другой стороны диспропорции есть и между регионами. Это касается налога на доходы предприятий. Когда предприятия зарегистрированы в крупных городах, они получают гораздо больше денег на одного гражданина, чем региональные бюджеты. Это принцип такого кривого диспропорционального российского феодализма", – пояснил экономист.

Нужно решить задачу перераспределения доходов от налогов предприятий без взимания дополнительных налогов с граждан, считает он.

"Нужно перераспределить уже имеющиеся средства прежде всего с доходов предприятий. Они должны распределяться равномерно. Это уже не федерация. Дальше – перейти к унитарной реконструкции государства, не федеративной", – пояснил Колташов.

Сегодня губернаторы набирают долги у бизнеса, который их окружает, и не слишком-то стремятся от этих долгов избавляться.

"Для губернатора неинтересен разговор о реструктуризации долга. Долг для него и для бизнеса, который его окружает, это очень хорошо. Чем больше долгов у регионов, тем больше получателей с платежей по этому долгу. А долг в условиях глобальной экономической нестабильности очень стабильный, надежный, никто из них не обанкротится – у нас же нельзя банкротиться регионам", – добавил эксперт.

Как ни парадоксально для столь богатой ресурсами страны – но регионы берут в долг на социальные расходы.

"Благодаря федеральному закону №122 с 2004 г. мы передали в субъекты огромное количество федеральных обязанностей государства. Субъект должен платить всё, что положено людям в силу соцзащиты. По идее, эти деньги должны идти из госбюджета. Но бюджет рассуждает так: вы платите, а мы вам потом вернём. Но у субъекта нет денег и он должен идти в коммерческий банк занимать эти деньги и выплачивать социальные платежи", – рассказал Сергей Калашников.

Ставка у кредитора оказывается выше, чем ставка Минфина, поэтому платежей из госбюджета не хватает, чтобы покрыть долг с процентами, добавил депутат. Долги субъектов растут, как снежный ком.

"Страной управляют бухгалтеры. И сейчас премьер – тот же самый бухгалтер. Хоть он сам себя любит называть айтишником, но он налоговик. У бухгалтера и руководителя разные задачи. Пока мы не создадим такую экономическую модель, чтобы богатели как наёмные работники, так и бизнесмены, мы из этой ситуации не выпрыгнем. Источник один: богатство регионов. Оно обеспечивается предпринимательской деятельностью, а не природными ресурсами. Поэтому надо развивать предпринимательство", – считает депутат.

Михаил Мишустин(2020)|Фото: пресс-служба правительства России

С регионов нужно снимать социальную нагрузку – расходы на здравоохранение и образование, ими должен заниматься центр, согласился Василий Колташов. В противном случае у губернаторов не остаётся иного выбора, как бесконечно занимать деньги.

"Губернатор одного сибирского региона написал заявление об уходе. Долг субъекта привёл к переговорам о том, что нужно всё это реструктуризировать, центр был готов погасить часть долга. Этот губернатор, вернувшись в свой регион, ничего не стал делать, чтобы подготовить долг к списанию. Потому что долг – это рента. Это доходы, для многих губернаторов незачем этот долг ликвидировать, это золотая жила, а для кого-то это – постоянно капающие деньги каждый год", – прокомментировал экономист.

В крайнем случае государство прибегает к внешнему управлению субъектом или его банкротству. Тогда местный губернатор не может тратить деньги без согласования с Минфином РФ. Правда и это согласование – ещё не гарантия успеха. Из Москвы не всегда виднее, куда лучше вложить деньги в регионе, заметил Калашников.

"Это не финансовое управление, а именно контроль за расходованием денег. У меня скепсис по поводу того, насколько это будет эффективно и антикоррупционно. Я считаю, что это не решение проблемы. Наоборот, нужна максимальная самостоятельность на местах", – сказал депутат.

Пример удачной расстановки кадров и самостоятельности на местах – Брянская область, которая до 2014 г. была одним из беднейших субъектов РФ.

"Сегодня область благодаря грамотному руководству губернатора и его команды находится на пике многих показателей социально-экономического развития. На две трети сокращен долг по кредитам, в 3-4 раза больше строится дорог, развиваются новые предприятия, по производству разного рода номенклатур продукции область выходит на первое место в стране", – рассказал Калашников.

Сейчас помимо всего прочего по регионам ударил коронакризис. Сильнее пострадали бедные субъекты, не имеющие собственных ресурсов и производства. Но признаков того, что федеральный центр поменяет отношение к регионам, пока не видно.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС