Карабах и история 11-й Красной армии — почти 70 лет мира в вечной войне
Французский сенат в среду абсолютным большинством голосов принял резолюцию с призывом к правительству страны признать Нагорный Карабах. Впрочем, документ носит рекомендательный характер. На него уже отреагировали в Баку. Азербайджан расценивает резолюцию "как обычный листок бумаги", заявил РИА "Новости" помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. Некоторые в России интерпретируют действия сената Франции как окно возможностей в отношении ЛДНР и Приднестровья.
Как известно, Нагорный Карабах не в первый раз становится "яблоком раздора" между народами, которые мирно сосуществовали в советское время. Что ждет нас сейчас? В беседе с Накануне.RU историк спецслужб Александр Колпакиди рассказывает, как был установлен мир в сложном регионе после прихода 11-й Красной армии и почему сегодня Россия не может закончить эту вечную войну.
— Как считаете, к чему все идет в ситуации в Карабахом?
— Это очередной провал в российской внешней политике, причем очень сильный. У нас вообще провал за провалом: в Белоруссии непонятно что, мы видим, что народ совершенно не хочет признавать эту власть, да и власть-то не пророссийская. Полный провал в Молдавии, где прозападный кандидат победил нашего кандидата, провал полный в Закавказье.
Азербайджанцы нами недовольны, потому что они считают, что мы поддерживаем армян, и армяне — потому что они считают, что мы их недостаточно поддерживаем. Мы, получается, как слон в посудной лавке — все нами недовольны.
— А в историческом контексте, противостояние не сегодня началось?
— Конфликт длится еще с царских времен, когда была резня, так называемая "армяно-татарская". У нас знают только про еврейские погромы, на самом деле царская Россия, сейчас не дай бог скажешь, что это была "тюрьма народов" — все на тебя начинают орать, но на самом деле, там были погромы не только еврейские. Китайские погромы во Владивостоке, немецкие погромы, вот были и татаро-армянские погромы, погибло от них 7-10 тыс. армян и азербайджанцев, их тогда называли татарами, и в принципе, как только советская власть рухнула, тут же опять вся эта "царская" ситуация возобновилась.
Самое горькое и обидное, что история ничему людей не учит. Вот были там националисты, которые взяли власть в 1918 году — в Армении это были меньшевики, дашнаки, в Азербайджане мусаватисты. И что они там учинили? Резню, бесконечные войны между собой, началась дележка территорий, угнетение, — ну, это грузины отличились — угнетение более мелких народов, которые там жили. Это был какой-то кошмар, когда они получили независимость. И потом пришла туда 11-я Красная армия.
— Да, как помним, в советский период началось мирное сосуществование народов, как это получилось?
— Этой 11-й Красной армией в конце 1980-х годов там детей пугали, говорили, вот, это, мол, колонизаторы, пришли, уничтожили эту великую культуру. Сейчас же, после 30 лет, видно, что 11-я армия — самое светлое, что было в жизни этих трех народов: грузин, армян, азербайджанцев, да не и только их — и абхазов, и осетин, и других. Это был свет свободы, развития. 11-я армия принесла туда развитие и дружбу народов. И они жили с этой 11-й армией, как у Христа за пазухой, а азербайджанцы — как у Мухаммеда за пазухой.
Там, конечно, было напряжение, были какие-то конфликты, но как раз тогда гораздо больше было смешанных браков, каких-то совместных акций, дружбы. Такого никогда не было между этими народами, как это было за 70 лет советской власти. Но вот рухнула партия и повылазили "свои солженицыны": писатели, диссиденты, националисты. И самое обидное, что эти люди там считаются героями. С этих писателей все началось — Эльчибей в Азербайджане, Сильвия Капутикян в Армении, Гамсахурдия был сыном национального классика грузинской литературы. Повылазили и стали кричать, что их угнетают русские, и вот что получили. Население Грузии, Армении уменьшилось минимум на четверть, а то и на треть.
Азербайджан, который, казалось бы, должен жить в шоколаде, поскольку русские не трогали их новые месторождения — они были заморожены, и в Советском Союзе разрабатывали тюменскую нефть, а они, как только получили независимость, тут же их разморозили и на эти деньги живут. И, казалось бы, жить должны, как в Эмиратах, но пожалуйста — два миллиона азербайджанских гастарбайтеров бегают по России, ищут, куда бы пристроиться. Даже вот там, где есть нефть, и то не слава богу. За пределами Баку — нищета.
И, кстати, 11-я армия — это не то, что вот русские пришли — порядок навели, нет, кто там был в командовании, не только русские — и поляк, и немец, и украинец, то есть интернационал как есть. Это разница в идеологии, что такое коммунистическая, интернационалистская, и что такое национализм. Когда в советское время так "поливали" национализм, я грешный думал, ну, что же так его, за что и почему? А сейчас мы видим, за что и почему, и мало ещё его "поливали", оказывается. Потому что национализм действительно принес людям только горе и несчастье. В СССР народ стал жить в соответствии с человеческими законами, а не буржуазными, как сейчас живут. Потом рухнуло все, обманули людей, обдурили — сейчас они получают. Эта проблема сейчас не закончится, она будет вечной, армяне никогда с этим не смирятся.
— А не получится, как в 80-е, когда мы тоже вводили миротворческие войска, и армия понесла большой урон?
— Нет, сейчас вопрос — введут ли военных турки вместе с нами. Если введут, то это будет очередное унижение нашей страны. Нашему государству постоянно плюют в лицо: вот сбили самолет — мы утерлись, пристрелили нашего посла — мы утерлись, сейчас сбили вертолет — мы утерлись.
— То есть сенат Франции нам не помощник? Турция гораздо сильнее готова влиять на ситуацию?
— Да, у нас настолько беззубая и слабая позиция, что дальше уже некуда. Просто ноги вытирают о Россию. Азербайджан сбил наш вертолет над чужой территорией, не над своей, и мы сказали "ну, что поделать, бывает и такое". Это позор.
— Чем для нас тогда в этой ситуации обернется ввод миротворцев?
— Я думаю, что азербайджанцы своей цели достигли, даже достигли гораздо большего, чем хотели, они сами не ожидали. А потери у нас будут репутационные прежде всего, армяне теперь нас ненавидят, наша система обороны, наше вооружение показало себя худшим образом.
То есть это было столкновение двух военных машин — азербайджанской и российской, которая была у армян, армянская с треском проиграла, нашим ничего не остается, как говорить, что армяне все не так сделали и слишком быстро бегать умеют. Но реальность-то такова, что Азербайджан разбил их в пух и прах, они, азербайджанцы, и сами не ожидали этого. Никто не ожидал. И это показала себя так в том числе наша армия. Одно дело, когда нам демонстрируют мультфильмы с ракетами волшебными, другое дело — вот такая реальная жизнь.