Китай накрывают дефолты госкомпаний — Поднебесная снова на перепутье
Спецпроект "Социализм с китайским лицом"Вице-премьер Госсовета (правительства) КНР Лю Хэ на днях собрал заседание Комиссии по финансовой стабильности — экстренное совещание состоялось из-за того, что в Поднебесной прошла целая вереница дефолтов крупных госпредприятий.
Сначала о неготовности платить по облигациям на 1 млрд юаней объявила горнодобывающая компания Yongcheng Coal and Electricity Holding Group, имеющая высочайший кредитный рейтинг ААА. Затем сходная участь постигла Holding GroupShanxi Coal Group, занимающуюся добычей и продажей угля — а это одно из ключевых предприятий в провинции Шаньси, в ведении которого находится 21 шахта. Затем о риске дефолта заговорили и в "Хэнань нэнхуа" — крупной энергетической компании в провинции Хэнань.
Речь тут идет о том, что предприятия под госуправлением в своё время стали заниматься выпуском облигаций, чтобы на фоне дефицита финансовых инструментов получать деньги с частного рынка инвестиций. Как известно, в КНР частные инвесторы мало куда допущены — только на механизмы фондового рынка, имеющие около 5% от капитализации всей страны. И в этих условиях многие, конечно, были готовы скупать облигации госкомпаний.
Прибыль госпредприятий росла в 2017-2018 гг., но затем стала снижаться. Ситуация ещё больше усугубилась после начала пандемии. Китайские экономисты опасаются, что таким образом может заработать "эффект разбитого окна" — увидев возможность объявить дефолт, этому примеру последуют и другие крупные госпредприятия в различных провинциях КНР. И если раньше считалось, что облигации, выпущенные госпредприятиями, не имеют кредитного риска, то теперь уверенность в этом подорвана и на финансовых рынках стали расти панические настроения.
А такие потрясения сейчас совсем некстати — Китай готовится начинать новую пятилетку и выбирает стратегию взаимодействия с американской администрацией. Комиссия по финансовой стабильности пришла к выводу, что в этой ситуации угрозы дефолтов "наложились циклические, институциональные и поведенческие факторы". Среди предложенных мер были озвучены: усиление самодисциплины, "нулевая терпимость" к нарушениям при размещении облигаций, а также улучшение координации между компетентными ведомствами.
Президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев считает, что проблема госпредприятий куда глубже их долгов как таковых. Поднебесной предстоит скорректировать баланс между государственным регулированием и рыночными механизмами. Однако пока непонятно, чьи позиции — "государственников" или "рыночников" — могут усилиться. Примечательно и то, что вице-премьер Лю Хэ был важным переговорщиком в ходе консультаций по торговле с Соединёнными Штатами. Именно он подписывал с американским президентом Дональдом Трампом документ о первой фазе торгового соглашения. Однако оно так и не положило конец торговой войне.
Сейчас, когда победа Джо Байдена становится всё более очевидной, возможно, понадобится и новый переговорщик с китайской стороны.
"Байден — системный враг Китая. Трамп просто не понимал Китай, он на интуитивном уровне чувствовал, что надо взаимодействовать с Россией, а Китай пытался очень жёстко "нагнуть". А так с китайцами никто не сможет договориться. Но если бы он пытался нормально договориться, то это бы, возможно, удалось сделать. Демократы же в первые месяцы будут делать вид, что в чём-то уступают, а в реальности это команда, которая может начать с Китаем даже настоящую войну", — подчеркнул Сергей Санакоев в беседе с Накануне.RU.
Проведение заседания Комиссии по финансовой стабильности показывает, что китайское руководство уже на этой неделе готовятся к каким-то серьёзным событиям. С одной стороны, на Лю Хэ могут взвалить ответственность за происходящий дефолт, и вместе с признанием того, что у него всё провалено, с чистого листа начать отношения с новой администрацией в США и искать баланс между госуправлением и рынком. С другой стороны, позиции вице-премьера Госсовета, наоборот, могут усилиться, после чего Лю может именно с государственных компаний начать мощную чистку в управленческой системе.
"На самом деле, всё это началось ещё до Си Цзиньпина — когда стало модным выводить госпредприятия на листинг и на биржи, IPO и прочее. Мне уже тогда показалось это противоречивым. Понятно, что можно это сделать, например, CNPC создаёт PetroChina и выводит её на листинг. Там, естественно, все частные инвесторы хотят вложиться — и пошло-поехало. Мне кажется, что сочетание госрегулирования и рыночных механизмов, которое мне импонирует в социализме с китайской спецификой, всё-таки подразумевает, что государство должно оставаться регулятором, а не самому играть в рыночные игры. Возможно, они перешли какую-то границу, переборщили. Соблазн-то большой", — говорит Сергей Санакоев.
Несколько лет назад Китай уже сотрясала волатильность на рынке. Но тогда государство объявило частникам: "Вы там играли? Вы нас не спросили? Проиграли? — Ваши проблемы". А в случае с облигациями наступает государственная ответственность, и такой ответ не пройдёт. Это может привести к социальному недовольству.
Конечно, начавшиеся дефолты — не показатель того, что теперь в Китае всё рухнет. Но с учётом процессов, происходящих в США и в мире, весной мы можем увидеть серьёзную модернизацию системы управления в КНР.
"Скажут ли они, что нужно еще более рыночную модель формировать, или скажут, что надо заканчивать эксперименты по конвергенции государственного и рыночного сектора, и теперь нужно вести госкомпании только через те инструменты, которые у них есть — когда госбанкии эмитируют требуемые средства, которые им нужны для развития своих планов. Это происходит примерно так, как было в Советском Союзе — плановая пятилетка, госплан, всё это закладывается дальше финансовыми инструментами и на безналичном уровне", — говорит эксперт.
В то же, время, как обращает внимание президент Российско-китайского аналитического центра, в отличие от системы, принятой в СССР, в Китае безналичный и наличный контуры денежного оборота смешаны — там доступен вывод денег со счетов предприятий, пусть не кэшем, но через WeChatpay или АliPay. А это уже платежи частных лиц. Рано или поздно кто-то посчитает, что есть утечка ликвидности, и может произойти инфляция выше ожидаемой. И уже можно спрогнозировать, что следующий виток ужесточения системы произойдет на рынке наличных денег.
Пока что Китай завершает свой тринадцатый пятилетний план. Следующий уже был рассмотрен на пленуме КПК и весной его предстоит утвердить Всекитайскому собранию народных представителей — аналогу Верховного Совета СССР. И в руководстве страны сейчас идёт серьёзная борьба за выбор стратегии развития.
Еще материалы спецпроекта "Социализм с китайским лицом":
- Пятилетки в Китае — социалистические или капиталистические?
- Почему вторая волна обходит Китай?
- Борьба с коронавирусом: китайская мобилизация и российская "оптимизация"
- Коронавирус с китайской спецификой: эпидемия глазами жителя закрытой провинции
- В Китае рассказали о разочаровании капитализмом
- "Капиталистическое" здравоохранение в КНР — более социально ориентировано, чем в России
- Китай в космосе: "догнать и перегнать"?
- В Китае из-за экономических трудностей снижают налоги