"Гитлер капут" в Госдуме?
Депутаты Госдумы все чаще вносят законопроекты, чтобы напомнить о себе – через год выборы. И, само собой, депутатский корпус может сильно обновиться, когда же, как не сейчас, пытаться напомнить о себе начальству и избирателям? Качество нормотворчества при этом, мягко говоря, дело десятое, главное – заявить о себе вовремя.
Фото как улика
Из этой серии "свежеиспеченный" законопроект, подготовленный и внесенный в нижнюю палату парламента двумя "единороссами" – Еленой Ямпольской и Василием Пискаревым. Оба, кстати, являются не рядовыми депутатами, а возглавляют в Госдуме комитеты – Ямпольская по культуре, Пискарев – по безопасности и противодействию коррупции.
Проект Ямпольской-Пискарева зарегистрирован как внесенный документ № 1064108-7 от 27 ноября, далее, разумеется, последует стандартная в таких случаях бюрократическая процедура. Оговоримся, что среди соавторов документа значатся не только указанные депутаты, но и еще девять их коллег, среди наиболее известных – экс-журналист Петр Толстой, кинорежиссер Владимир Бортко и один из руководителей ОНФ Антон Гетта. Компания, как видим, подобралась довольно-таки разношерстная по политическим взглядам и тем более бэкграунду, что само по себе любопытно…
Что предлагают законодатели? Если коротко, вносятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, конкретно – в статью 20.3. Этой статьей регламентируется и карается, цитируем, "пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики…" и все такое далее по тексту. Короче говоря, если кому-нибудь взбредет в голову на улице, или на публичном мероприятии, "зигануть" или крикнуть что-то неуместное – то, пожалуйста, ждите реакции правоохранителей в рамках обозначенной статьи КоАП. И других норм законодательства.
Ямпольская и коллеги теперь, видимо, предлагают "расширить" сферу применения этой чудесной статьи и, соответственно, расширить список явлений, которые под статью попадают. По мысли депутатов, теперь будет караться даже публичное распространение изображений и фотографий нацистских преступников, граждане могут получить до 2 тыс. руб. штрафа, юрлица – до 50 тыс. На первый взгляд, выглядит логично и обоснованно, тем более в свете постоянно идущих резонансных скандалов последнего лишь времени.
То какие-то недоумки начинают слать в интернет-пространство "Бессмертного полка" фото Геббельса или Власова, за что, кстати, позже получают по заслугам и публично каются в стиле "а я не подумал". То в Орле, городе советской и российской воинской славы, вдруг в газетных киосках выявляют марки с изображением Адольфа Гитлера (?!), чего по идее быть не должно на стадии уже производства подобной продукции. Не то что распространения через полугосударственные или даже прямо государственные структуры, короче говоря, депутаты собираются и в этом смысле "ужесточить".
Не стоит забывать, что помимо КоАП, действуют статьи и Уголовного кодекса РФ (ст. 354.1 и некоторые другие, как раз о попытках "реабилитации нацизма"), где ответственность виновных предусматривает уже не "административный штраф", а самую настоящую уголовную ответственность в зависимости от тяжести деяний.
Предвыборный чёс
Приведут ли очередные запреты и ужесточения хоть к чему-то путному, большой вопрос. Тем более, что, повторимся, в действующем законодательстве и так прописаны и меры реагирования, и наказание, как говорится, кому и зачем понадобилось городить очередной "огород"?
В пределе ведь, если совсем пустить все на самотек и дать войти в раж правоохранителям и просто различным "охранителям", то можно в принципе получить неуправляемую ситуацию. Например, кому-то взбредет в голову пересмотреть нормы появления нацистских злодеев во всей советской киноклассике, да и в нынешних фильмах, можно вспомнить суперобложки ряда книжных серий и т.д. и т.п., где в оформлении использованы портреты преступников из Третьего рейха. Для подобного рода случаев в законодательстве, естественно, предусмотрены специальные оговорки и пояснения, но кто сможет дать гарантию создателям контента на такую тематику, что все будет рассматриваться объективно и справедливо?
Кстати, парламентские журналисты из "Коммерсанта", поговорившие с Ямпольской, утверждают, что её предложения не встретили пока понимания у чиновников государственно-правового управления президента. Причинами как раз указывается избыточность норм и отсутствие внятной практики правоприменения.
Как раз, о чем мы сказали выше – кто и по каким критериям будет выносить оценки? Вот это, мол, пропаганда нацизма, а вот это – художественное произведение с использованием документальных кадров фото- и кинохроники? Прокуроры будут определять или приглашаемые в судебной практике "эксперты", которые зачастую просто штампуют утверждения следователей?
И здесь, наверное, самое время вернуться к вопросу о том, кого и как представляли депутаты Ямпольская и Пискарев в нынешнем созыве Государственной думы России. И почему законодательный зуд приключился у них именно сейчас, и они считают просто необходимым в очередной раз "ужесточить", а то и "приструнить" кого-то?
Елена Ямпольская – редактор газеты "Культура" в Москве, в силу договоренностей в 2016 году прошедшая по списку "Единой России" в парламент от региональной группы кандидатов от Челябинской и Курганской областей. За почти истекшую пятилетку Ямпольская, конечно же, появлялась на территории Челябинской области и в Зауралье, но, скажем так, нечасто, и боимся, большинство избирателей попросту сильно удивятся, узнав, что у них есть такой депутат.
Примерно такая же ситуация с Пискаревым, который четыре года назад прошел в Госдуму как списочник "ЕР" сразу от нескольких регионов: Мордовии, Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл. Это при том, что начинал он в прокуратуре Ленинградской области в конце 90-х годов, а потом строил карьеру в Петербурге и в Москве, не имея ровным счетом никакого отношения к жителям и проблемам названных регионов, от которых как бы "избрался".
Суть, надеемся, понятна? Вряд ли многих жителей и избирателей в Челябинске и Кургане прямо сильно волнует судьба людей, которые к месту и не к месту постят фотографии нацистов. Наверное, волнует, но это, так сказать, явно не на первом месте. А вот вопросы после проведения пенсионной "реформы" (да и много чего еще!) буквально у всего населения страны остались и будут еще долго задаваться при случае и Ямпольской, и Пискареву, и их оставшимся коллегам в количестве 448 депутатов.
Да и проблемы с низким уровнем доходов населения, дорогами, экологией в конце концов никто не отменял, а вот поди ты, депутатов сильно волнуют вопросы реабилитации нацизма в русской глубинке…
Напомним, что нашла в себе силы голосовать открыто против людоедской пенсионной "реформы" в Госдуме лишь один депутат и ею была экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская. Плюс два "единоросса" в лице Сергея Железняка и челябинского, кстати, депутата Андрея Барышева, которые в сентябре 2018 года очень удачно "приболели" и прогуляли голосование. Экзекуции последовали незамедлительно – Железняк оказался отлучен от участия в разного рода "духоподъемных" телепередачах на официальных телеканалах, а Барышев вообще оказался не у дел в "Единой России", но пока числится во фракции. В любом случае у обоих "отступников" возникли серьезные проблемы с попаданием в списки будущих кандидатов на избрание.
"Да, мы видим по ситуации с южноуральскими депутатами сегодня следующую картину. Берем ту же Ямпольскую – понятно же, что её избрание в 2016 году являлось договоренностями на высшем уровне. И решения принимались не в Челябинске. По нынешним раскладам, по изменившейся ситуации можно сказать определенно – уверенности в том, что она повторит свой путь в следующем году, нет. И важно понимать – мы же и не знаем, самой Ямпольской присутствие в Госдуме важно и необходимо, а может и нет?" – отмечает политолог Александр Мельников.
По словам собеседника, в данный момент более или менее что-то определенное можно сказать лишь по нескольким ныне действующим депутатам от Южного Урала и Кургана и перспективам их избрания. "Прежде всего, это, конечно, Владимир Бурматов (председатель госдумского комитета по экологии, – прим.), это, видимо, Виталий Бахметьев от Магнитогорска, это Дмитрий Вяткин. Видимо, тот же Барышев попробует избираться в Госдуму в 2021 году, но точно не от "Единой России", – уточняет Мельников. Ситуация может быть осложнена для всех вышеперечисленных, по мнению политолога, внезапными и пока сложно прогнозируемыми федеральными новостями. Например, переносом выборов депутатов Госдумы с единого дня голосования с сентября на более раннюю дату, или, наоборот, более позднюю. В этом случае расклады могут кардинально поменяться, гадать сейчас смысла не имеет.
Запрет как норма
Накануне.RU в последние недели несколько раз рассказывало о законотворческом зуде депутатов Госдумы, которые, складывается впечатление, хотят запретить вообще любое проявление гражданской активности (это мы, конечно, не про фото с нацистской символикой). В ноябре в Госдуму внесен целый ворох ограничительных мер и различного рода ужесточений, прямо связанных с активностью граждан, авторами некоторых законопроектов стал упоминавшийся уже челябинский депутат Вяткин.
С одной стороны, как мы рассказывали, власти, насмотревшись на происходящее в Белоруссии или в Киргизии, делают упреждающие шаги, и это понятно. С другой стороны, и это было отмечено многими нашими собеседниками – началась какая-то безумная гонка запретов и ограничений, которые не пойми как в будущем могут быть использованы. Запретов, которые нигде и никем широко не обсуждались и не дебатировались (тем более не обсуждались в самой Госдуме: вы помните, что в России "парламент не место для дискуссий" и прочее), а вот просто вносится законопроект, который через положенное время становится законом и все!
Этак через какое-то время вполне себе можно представить ситуацию как в бородатом анекдоте советских еще лет – "да он ничего не говорил, он немой, но плевался с та-ким видом!".
"Конечно же, мы и дальше будем видеть внесения такого рода законотворческих норм, в конце концов у власти нет никаких особенных ресурсов, чтобы сдержать депутатов. Кто-то из них впадает в пароксизм законотворчества и пытается выдать на-гора массу предложений в надежде привлечь внимание, а кто-то, вполне допускаю, искренне уверен в своей правоте и в том, что он в праве определять границы допустимого", – рассуждает Анатолий Гагарин, доктор философских наук и руководитель Экспертного клуба Екатеринбурга.
Главное, по словам политолога, не впасть в этом смысле в другой грех, когда агрессивно настроенное меньшинство (да еще и как в нашем случае, с законодательной "дубиной" в руках) присваивает себе право определять, кто является "фашистом" или там "нацистом", а кто таковым не является. К слову, ранее мы уже неоднократно рассказывали, что замдиректора "Ельцин-центра" Никиту Соколова, который предложил "подумать о реабилитации власовцев", никто на реабилитацию нацизма проверять так и не стал (а "ЕЦ", к слову, щедро финансируется из бюджета – в том числе федерального). Неужто отсутствие закона Ямпольской-Пискарева помешало выступить с санкциями?