Госизмена с "гиперзвуком". Что стоит за делом ученого Губанова?
Комментирует Максим Калашников"Дело Анатолия Губанова", физика и преподавателя МФТИ, арестованного по обвинению в госизмене, стало очередным в серии уголовных преследований ученых, журналистов и других причастных лиц. Проблема с такого рода делами в том, что фабула обвинения, как правило, закрыта от публики (и даже адвокатов зачастую!), соответственно, остается лишь гадать и верить правоохранителям на слово.
Известно, что Губанов, приходящийся зятем известному ученому и одному из руководителей авиапромышленности СССР Леониду Шкадову, участвовал в международном проекте по разработке гиперзвукового пассажирского самолета HEXAFLY-INT.
Как и в случае с "Конкордом", перспективная программа HEXAFLY-INT тоже реализуется силами большого числа предприятий из ряда стран. К проекту было привлечено полтора десятка научных и проектных организаций из восьми государств. Значительная часть работ выполняется организациями Европы. Кроме того, в программе участвуют российские и австралийские ученые. Российская наука, как писали в прессе, представлена в программе Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), Центральным институтом авиационного моторостроения, Летно-испытательным институтом и Московским физико-техническим институтом.
В ЦАГИ Губанов значится начальником отдела №11. Также, по имеющейся информации, он занимает должность замначальника НИО-2 и входит в программный комитет от ФГУП "ЦАГИ". В МФТИ ученый преподавал на кафедре "Физика полета", он читал курс "Практическая аэродинамика высокоскоростных летательных аппаратов".
В основе проекта HEXAFLY-INT лежит желание авиационных организаций создать перспективный гражданский лайнер, способный решать задачи перевозки пассажиров с максимальной эффективностью и высокими характеристиками. Конечной целью программы является получение крейсерской скорости не менее 5000-6000 км/ч или выше. Имея такие характеристики, лайнер сможет за кратчайшее время проделывать самый длинный путь. К примеру, из Брюсселя в Сидней (более 18,7 тыс. км) такой самолет доберется примерно за три часа. Полет из Брюсселя в Токио займет чуть более двух часов.
К настоящему времени ученые нескольких стран смогли найти оптимальный облик планера, обеспечивающий желаемые летные характеристики и пригодный для использования в проекте пассажирского самолета. Первое испытание HEXAFLY-INT планировалось провести весной 2020 года. На сайте Европейского космического агентства сказано, что специалисты "идут в графике", несмотря на сложности с "новой китайской инфекцией".
Отдельные детали лайнера, как пишут "Известия", проходили испытания в уникальной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-116, аналогов которой нет в мире. По итогам испытаний Анатолий Губанов, его коллега Нина Воеводенко и другие специалисты ЦАГИ опубликовали научную статью "Экспериментальное исследование впускного отверстия с поворотом внутрь. Запуск в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-116 в рамках международного проекта HEXAFLY-INT".
Стоит особо отметить, что военная наука сейчас также серьезно сосредоточена на гиперзвуке. Чего стоят только достижения последних лет: ракетный комплекс "Авангард", российская гиперзвуковая противокорабельная ракета "Циркон" и другие. Все эти объекты должны были быть экспериментально проверены с помощью аэродинамической трубы-Т-116 или ее аналогов.
Накануне.RU пообщалось о "деле Губанова" с писателем-футурологом, главным редактором журнала ВПК, членом федерального совета "Партии Дела" Максимом Калашниковым.
— Вам не кажется, что в стране началась очередная волна охоты, так сказать, правоохранителей на ученых?
— Я начну с другого вопроса, а потом вернемся к делу физика. Вы, наверное, обращаете также внимание, что в последнее время правоохранительные органы у нас то доказывают факты геноцида в Новгородской области, сейчас, насколько я понимаю – в Волгоградской. Выносят вердикты давно умершим нацистским преступникам и их пособникам, вроде бы все правильно на первый взгляд? А я знаю, я сам читал эти документальные книги в своем детстве с теми же самыми формулировками и с теми же обвинениями! Все это давно было проговорено, осуждено и т.д., и приговоры вступили в силу еще в СССР тем людям, которые к сегодняшнему дню давно умерли! И даже дети их уже умерли. Вот это зачем делается именно сейчас и именно сегодня?
— По вашему мнению, зачем?
— Правоохранителям нужны "дела", при этом желательно резонансные, "хайповые", как сейчас выражаются. За такими "делами" следуют повышения, новые звездочки на погонах, награды. Силовой аппарат в стране занят именно этим, а не делами настоящими, которыми надо заниматься, расследовать. Которыми, бывает, и опасно и не с руки заниматься. "Дело Губанова", на мой взгляд, вполне себе может проходить по этой категории. Тем более о сути обвинений физику, как обычно, можно только догадываться в силу закрытости самого дела.
— Сам физик Анатолий Губанов занимался в составе международной группы исследователей довольно-таки "мирным" делом, они с коллегами из ряда развитых стран проектировали гиперзвуковой пассажирский лайнер проекта HEXAFLY-INT. Понятно, что такие технологии, как правило, двойного назначения, и гражданского, и военного, но человек же официально трудился в этой международной группе! Может быть, тогда стоило определить государству, чего стоит делать, а чего не стоит?
— Все правильно, я об этом и говорю – кажется, силовики стали насаждать атмосферу страха в России, искусственно насаждать! Учитывая состояние нашей судебной системы, которая просто фикцией является, сегодня обвинить можно кого угодно и в чем угодно. Меня, вас, да хоть кого и в чем угодно! И будет приговор! В итоге правоохранители раздавят вообще все живое в стране. Я это точно знаю и вижу по своим знакомым — молодежь просто не желает идти работать в военно-промышленный комплекс. В СССР шла и трудилась, сегодня – нет.
— Вернемся к гиперзвуковому лайнеру? Что это за проект, вы что-то может сказать?
— Надо сразу обозначить, что идеи и работы по созданию гиперзвукового пассажирского лайнера шли еще в Советском Союзе, шли они и на Западе. Такая мечта о самолете, который на высоте в 60-80 километров летает и перевозит людей на огромных скоростях.
— Подождите, в СССР же был реализован проект такого пассажирского самолета? И во Франции летали "Конкорды", только от идеи потом отказались?
— Это немного не то, в СССР был Ту-144, в Европе "Конкорды", летавшие на "сверхзвуке". "Гиперзвук" это еще быстрее, чтобы бы понимали. В Союзе Ту-144 эксплуатировался на линии Москва-Алма-Ата, но в итоге стоимость билетов на рейсы, так же, кстати, как и в Европе, была запредельной. И решили в конце концов отказаться от идеи. Но ученым же нельзя запретить придумывать что-то новое, на новом уровне развития техники и технологий.
Так в СССР опять же появился проект под названием "Аякс", который был вполне современным и даже революционным для своего времени – конца 80-х и начала 90-х годов.
— Об "Аяксе" мало кто слышал, что пошло не так?
— Отсутствие финансирования науки в те годы, вот что пошло не так.
И, возвращаясь к теме преследований наших ученых, теперь и многие из них хорошо подумают, стоит ли начинать сотрудничество с зарубежными коллегами? Я уже сказал, что молодежь очень не желает идти работать в отечественный ВПК – множество запретов и ограничений, да еще постоянно висит "дамоклов меч" силовых структур. То ли разгласил, то ли не разгласил, то ли "изменил", то ли не "изменил" и т.д.
А наука в стране, как и раньше, финансируется по остаточному принципу. У кого интерес будет?