"Понтоны вместо разбомбленного моста". В Госдуме вынесли заочный приговор дистанционке
В Госдуме прошли парламентские слушания, на которых обсуждали дистанционное обучение. Дискуссию приурочили к провалившейся во второй раз попытке группы сенаторов провести поправки в закон об образовании. Поправки были по сути техническими, но стали поводом для широкого общественного резонанса и возмущения среди родителей.
Интересно, что на круглом столе не присутствовали авторы законопроекта из комитета Совета Федерации по образованию и науки. Председатель всероссийского женского союза "Надежда России" Нина Останина намекнула, что у председателя комитета (и соавтора поправок) Лили Гумеровой не нашлось не только времени, но и смелости встретиться с ярыми критиками.
"Отдуваться" за появление законопроекта, а также вообще за существование формата дистанционного обучения на парламентских слушаниях пришлось заместителю министра просвещения Виктору Басюку. В какой-то момент его выступление прервали скандированием фразы "Дистант стоп!" и попросту освистали. Чиновник заявил, что элементы дистанционного обучения будут вводиться в классическую систему образования, ими будут пользоваться учителя.
Немудрено, что все последующие выступающие чиновники пытались максимально откреститься от желания перевести образование на дистанционные рельсы. Только заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Артем Тарасенко все же ринулся доказывать, что дистанционное обучение методикам борьбы с коронавирусом едва ли можно было заменить очными курсами повышения квалификации, а теперь более полутора миллиона медиков спасают жизни, получив необходимые знания. Спорить с ним никто не стал, да и сам Тарасенко отметил, что в будущем дистанционные формы будут использоваться Минздравом в основном для обучения профессионалов профессионалами. Что же до медвузов, то тут представитель министерства похвастался – почти все 400 тыс. студентов учатся очно, да что там – более 40 тыс. студентов оказывают медпомощь коронавирусным больным.
Общая боль
На круглом столе, организованном коммунистами, выступили представители всех парламентских партий. Геннадий Зюганов и Сергей Миронов присутствовали очно и критиковали яростно, Ольга Пилипенко от "Единой России" была сдержаннее, а Владимир Жириновский и вовсе пытался спорить, указывал на то, что технический прогресс нельзя остановить и обвинял собравшихся в желании вернуться в средние века (за что в итоге был послан Зюгановым "ставить прививку").
Кстати, Зюганов сообщил, что по его сведениям, полученным в ходе "общения с руководством страны", 23 или 24 декабря все-таки состоится Госсовет по теме образования, хотя ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что пока вопрос проведения заседания находится в подвешенном состоянии.
Зюганов зачитал обращение к участникам слушаний Никиты Михалкова. Тот назвал дистанционное обучение "попыткой подогнать систему образования под методички глобалистов, которая грозит нам национальной катастрофой". Участники круглого стола вообще как будто соревновались в метафоричности и образности сравнений дистанта с тем или иным негативным явлением.
Сергей Миронов, например, вспомнил Альберта Нока и его "нет ничего более постоянного, чем временное".
"Идеологи этого всего [дистанционного обучения] – ВШЭ, Сбербанк. И наше замечательное Министерство просвещения идет на поводу у Всемирного банка, исполняет его рекомендации. "Цифровая трансформация образования – это мировая тенденция", – говорится в рекомендациях Всемирного банка. И мы в этой тенденции со всеми нашими недоработками и цифровой отсталостью будем плестись в хвосте. А многие губернаторы поддерживают дистант, потому что у них так решается проблема дефицита кадров", – заявил лидер "Справедливой России".
Понтоны вместо разбомбленного моста
Ольга Пилипенко отметила, что дистант не оставляет места для воспитательной работы, а принятый Госдумой бюджет на 2021 год (за который, кстати, голосовала "Единая Россия") не предусматривает дополнительного переоборудования школ. Она указала на законодательные пробелы. Например, профильные Министерства не отвечают на вопрос о том, что будет с аттестацией детей, часть из которых учится на дистанте, а часть – очно.
На эту же проблему указал ученик 11-го класса одной из московских школ Сергей, выступавший весьма эмоционально. Молодой человек справедливо отметил, что право глав регионов самостоятельно определять, будут школы работать или нет, приводит к неравенству прав абитуриентов.
"Дистанционное образование формирует неравенство. Я не посещаю школу, а в Подмосковье выпускники учатся. А конкурс в вузе будет один для всех, ЕГЭ – один для всех. Но уровень подготовки-то у нас будет разный!" – отметил школьник.
Жириновский предложил провести довольно жестокий эксперимент: оставить группу подопытных школьников на дистанционке и потом сравнить их уровень знаний со сверстниками, которые будут учиться очно. Примечательно, что многие участники использовали по сути одинаковые примеры (например, убийства и самоубийства) для доказывания пользы или вреда дистанционного обучения. Лидер ЛДПР указал, что многим ученикам стало проще учиться "из дома", потому что ушли конфликты с учителями или одноклассниками. А уже упоминавшийся московский школьник заявил, что ему известно о случаях попыток суицида, причем не только среди учеников, но и учителей. Он вспомнил про оскорбительные выходки пранкеров, которые вторгаются в "эфир" онлайн-уроков и демонстрируют оскорбительный или порнографический контент.
Замминистра высшего образования и науки Дмитрий Афанасьев назвал случившееся с образованием в условиях пандемии "краш-тестом системы". "И это [дистанционное образование] позволило взамен разбомбленного моста навести понтоны, говоря военным языком. Но это выявило ряд острых проблем", – отметил чиновник.
"Учебный год мы начали очно, но были готовы внедрять дистанционный формат. Сейчас 55% контингента студентов в регионах и столицах учатся дистанционно. 24% используют этот формат частично. 21% продолжает обучение в очном формате. Есть убедительная связь между переходом на дистант и сокращением заражений. Мы не рассматриваем возможность полного перехода на дистант, мы рассматриваем его как временную меру, нужную для наименьших потерь", – заявил Афанасьев.
Наша технологическая задача – с краю
Замминистра цифрового развития Олег Качанов сразу оговорился, что его ведомство отвечает только за оснащение школ и школьников, а "по методологии – это вопросы к Минпросвещения". "Наша задача технологическая. Мы обеспечиваем подключения школ к интернету. К 22 году все школы получат подключение к интернету. Сельские – не менее 50 мегабит, городские – не менее 100 мегабит. Второе – мы фильтруем и защищаем контент. Для этого подключение идет к единой сети передачи данных. Третье – должна быть возможность в каждом классе у учителя подключиться к беспроводной сети и использовать цифровой образовательный контент. Он должен быть одобрен со стороны государства. Мы создаем инфраструктуру Wi-Fi сетей во всех школах к 2024 году. Оснастить учителей индивидуальными планшетами с отечественными планшетами на базе ПО "Аврора". Будет закуплено более 700 тыс. планшетов для всех учителей, преподающих в классах старше четвертого", – доложил Качанов.
Движение "Родители Москвы" потребовало организовать встречу с заммэра Москвы по социальным вопросам Анастасией Раковой и главой столичного управления Роспотребнадзора Еленой Андреевой. У них активисты, в свою очередь, собираются требовать возвращения детей в школы.
"Школа стала неприступной крепостью. Появляется недоверие между учителями и родителями. Родители опасаются стать неудобными для школы. Дистант вообще исключил родителей из системы, их мнение вообще никого не интересует. Дистант – это не эпидемическая мера, а политически выверенный шаг. Большинство учителей против дистанта, против этого суррогата, но они боятся увольнения и не выступают. Мы требуем изменить механизм назначения директоров школ – их должны не назначать, а выбирать с участием родителей", – заявила одна из активисток.
Депутат Госдумы Алексей Куринный отметил, что сейчас дистант введен далеко не во всех школах (по данным Басюка, очно работают 82% российских школ), но нет никаких критериев для закрытия школ. "Все отдано на откуп местным князькам, – сказал парламентарий, имея в виду региональные власти. – Диспансеризация отменена, поэтому никто не может сказать нам, что там происходит за полгода сидения дома. Но офтальмологи свидетельствуют, что у каждого второго снижается зрение. В разы фиксируется рост психических и неврологических расстройств. Можно всех закрыть, конечно, и дожидаться, когда что-то произойдет, а можно объективно и научно выяснять, как и когда можно учиться очно".
Наконец, приглашенный на круглый стол учитель английского языка из поселка в Кировской области довел столичную публику до округления глаз и настоящих всхлипов, всего лишь рассказав, в каких условиях работает. Например, отправлять и получать задания в дома, где нет связи, приходится с попутной хлебовозкой. При этом зарплата его при работе в две ставки, классном руководстве и преподавании в секции составляет 25 тысяч рублей. И – что самое ужасное – он сказал об этом почти стесняясь "неприлично большого" для сельского учителя дохода.