14 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Счетная палата признала провалы майских указов по повышению зарплат бюджетникам

Подходы к оплате труда бюджетников необходимо пересмотреть. Такой вывод сделала Счетная палата (СП) по результатам анализа выполнения президентских майских указов 2012 года в части увеличения средней заработной платы бюджетников: учителей, преподавателей вузов, врачей, медперсонала, соцработников, работников учреждений культуры и научных сотрудников. Контрольный орган опубликовал отчет о результатах с предложениями, который проанализировало Накануне.RU.

По данным Росстата, значения средней заработной платы (СЗП) в целом по России не были достигнуты в 2014 году по 5 категориям работников из 12 "указных", в последующие годы — по 4-8. Причем по ряду категорий эта проблема имеет системный характер. Например, в 2013-2019 гг. ни разу не был выполнен показатель по повышению СЗП педагогических работников дошкольных учреждений. А в 2019 году в половине регионов не достигнут плановый показатель по зарплате работников детсадов и младшего медперсонала. В то же время преподавателям вузов, научным сотрудникам и работникам культуры зарплата повышалась своевременно.

Выявлено, что существует дисбаланс в оплате труда работников, предусмотренных и не предусмотренных указами, нет обоснованной дифференциации в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных работников, нет зависимости размера зарплаты от квалификации работника и сложности выполняемой им работы. Все это негативно влияет на бюджетную сферу, приводит к кадровому дефициту, создает недовольство работников.

В целом по России СЗП в 2012-2019 гг. официально выросла в 1,8 раза, при этом в здравоохранении и социальной сфере — в 2,1 раза (с 20,6 до 43,1 тыс.), в образовании — в 1,95 раза (с 19 до 37 тыс.).

Аудитор Сергей Штогрин отметил на коллегии СП такой недостаток, как повышение зарплат в условиях децентрализации системы оплаты труда. На федеральном и региональном уровнях применяются различные системы расчета и выплаты зарплат. Так, регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Например, в Тамбовской области рекомендуемый оклад библиотекаря составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – позорные (иначе не скажешь) 2 755 рублей.

СП также установила, что при повышении зарплаты значительное внимание уделялось стимулирующим выплатам, что привело к снижению в структуре зарплаты доли ее постоянной части. Рекомендации же Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, касающиеся увеличения доли гарантированных выплат по должностным окладам медицинских, педагогических работников и работников культуры, не выполнялись.

Штогрин отметил, что внутри бюджетных учреждений руководство иногда проводит манипуляции, переводя работников из одной категории в другую, в результате чего одним зарплата повышается, а другим — нет. Как же тут не вспомнить пресловутое разжалование санитарок в уборщицы, что до коронавируса приобрело массовый характер?

Свою роль сыграло и в принципе сокращение кадров, называемое "оптимизацией", что привело к повышению нагрузки на бюджетников. Например, на одного соцработника – на 67%. Выросла нагрузка на воспитателей, учителей, преподавателей вузов.

Средняя зарплата воспитателей в детсадах в 2019 году составила 34 тыс. руб., учителей школ — 41 тыс., преподавателей вузов — 90 тыс., научных сотрудников — 106 тыс., младшего медперсонала — 36 тыс., врачей — 81 тыс., работников культуры — 41 тыс. В целом по 12 категориям бюджетников — 48 тыс. Естественно, это зарплата "грязными" и в целом по стране, по регионам же наблюдается большая разница. Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв отмечает, что эта разница способствует оттоку кадров из многих регионов.

При этом в результате инициированных властями сокращений численность рассматриваемых категорий бюджетников стала меньше на 15%. В том числе численность младшего медицинского персонала за 2013-2019 гг. сократилась в 2,5 раза (!), соцработников и научных сотрудников – в 1,5 раза, преподавателей вузов и работников культуры — в 1,4 раза. Выросла только численность работников детсадов и школ, но лишь по причине роста рождаемости в предыдущие годы.

Интересно, что в 2015 году была скорректирована методика расчета СЗП по региону, что привело к ее номинальному снижению на 10%. Это привело к тому, что достичь целевых показателей по зарплате стало проще, то есть достаточно на столько же платить меньше, чтобы выполнить майский указ.

В 2019 году требуемый уровень зарплаты был достигнут только для пяти из 12 категорий. Правда, еще для четырех "недобор" не превысил 5%.

Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что процесс повышения зарплат бюджетникам в последние годы шел параллельно сокращению их численности и увеличению нагрузки на оставшихся. В силу этого "чистое" повышение зарплат с учетом инфляции будет намного меньше, чем "реальное". Настоящее реальное повышение — это с учетом увеличения нагрузки, просчитать которое довольно сложно, поскольку нормируется только номинальная нагрузка, а не та, которую фактически вынужден выполнять работник. Все это ставит под вопрос те цифры роста зарплат, которые приводит Росстат. Хотя он, безусловно, есть.

По итогам анализа СП рекомендовала:

  • установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях с учетом региональных различий;
  • увеличить долю оклада в зарплате;
  • сделать исчерпывающий перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера, их размеров и условий;
  • ряд госпрограмм дополнить показателями по зарплате в соответствии с майскими указами 2012 года;
  • Росстату проработать вопрос об учете в статистике зарплаты оклада и выплат стимулирующего и компенсационного характера, то есть учитывать не только зарплату, но и ее структуру.

Как заявила замминистра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова, Правительство уже начало работу по систематизации требований к оплате труда бюджетников. Почему на складывавшийся аж восемь лет перекос обратили внимание только сейчас – вопрос, наверное, риторический. Клюнул жареный петух — коронавирус, и проблемы с оплатой труда медиков и с оснащенностью кадрами в регионах встали во весь рост.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11