Арест бывшего схиигумена Сергия: конфликт не исчерпан, и это самое опасное
Задержание с последующим арестом бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова), уже отлученного от Церкви, не является чисто гражданским задержанием, хотя формально ему вменяют статьи Уголовного кодекса. Это затрагивает и саму Церковь, поскольку конфликт изначально был вызван его церковной позицией.
Депутат Госдумы Наталья Поклонская назвала выступления Романова опасными, а его задержание обоснованным. По ее мнению, его проповеди "морочат людям голову" и "вводят в депресняк".
Однако главный и неутешительный вывод в задержании Романова — это то, что конфликт не исчерпан. Форма, в которой он выражал свою позицию, для церковного человека категорически неприемлема, не говоря уже о противозаконных действиях, но вопросы, поставленные им, не просто имеют право на существование, а крайне остры и остаются без ответа. Причем некоторые из них являются чисто церковными. Это хорошо иллюстрирует недавний случай, когда викарий патриаршего экзарха Западной Европы епископ Богородский Амвросий (Мунтяну) участвовал в экуменической молитве за мир в Риме вместе с римским папой Франциском, экуменическим патриархом Варфоломеем, главным раввином Франции Хаимом Корсией, мусульманами, буддистами, индуистами. Причем назвал тех, кто стоит на твердо православных позициях, "фундаменталистами" с явным негативным подтекстом.
Согласно 10 правилу святых апостолов, "кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен". Таким образом, согласно апостолам, Мунтяну больше не является православным, а исповедует иную веру — экуменизм. Однако он продолжает занимать свой пост, то есть в Церкви некоторые люди разрушают ее изнутри. Представитель Отдела вешних церковных связей иеромонах Стефан (Игумнов) поддержал Мунтяну и записал выступление на 40 минут, в котором доказывал, что апостолы на самом деле имели в виду только совместное богослужение с иноверцами. Весь этот цирк, видимо, рассчитан на то, что христиане глупы и проглотят все, что им скажет начальство. Но в православии высший авторитет имеет не позиция начальства, а истина, зафиксированная в Писании и предании. Стефан Игумнов же заявляет, что нет, это было раньше, а теперь священные каноны нужно сверять с позицией начальства (почти дословная передача его слов). А ведь о предательстве православия в пользу экуменизма, в частности, не раз говорил Романов.
То есть проблема есть, она остра, и она не решается. Задержание Романова формально с этим никак не связано, но это повод вспомнить об актуальных вопросах, на которые Церковь не отвечает из-за противодействия либерального крыла внутри себя. Это напоминает ситуацию с властями государственными, где одни работают на укрепление России, а другие — на ее ослабление.
Другая позиция Романова — о "псевдопандемии" не так уж и лишена оснований. Например, в 2020 году с коронавирусом умрут около 150 тыс. человек (как от основной причины — около 100 тыс.). При этом общая убыль населения составит около 650 тыс. Так что для России опаснее — смерть 150 тыс. из-за вируса или общее вымирание 650 тыс., преимущественно из-за катастрофически низкой рождаемости?
В этом трагедия Романова: он поставил ряд важнейших вопросов, но начал расшатывать само церковное здание, раздирая церковное единство. Что ставит еще один вопрос: а насколько это номинальное единство реальное? Ведь в Церкви есть люди, в том числе среди духовенства, которые хоть сегодня лягут под римского папу и признают все, что он повелит.
По всей видимости, в гражданском измерении конфликт будет почти исчерпан — монастырь вернут Церкви. Но в церковном он так и не решен. Потому что на поставленные вопросы ответы не даны. В том числе на вопрос о допустимом для Церкви компромиссе с властями. Закрытие храмов для прихожан, на которое высшее священноначалие согласилось весной, не может считаться нормальным. Патриарх Кирилл на днях, выступая на епархиальном собрании Москвы, намекнул, что его вынудили это сделать ("мне пришлось произнести прежде немыслимые для меня слова"), но эта проблема может встать вновь. И как поступит священноначалие снова?
Официальные лица не спешат комментировать задержание или комментируют обтекаемо. Так, глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выразил сожаление, что "бывший схиигумен Сергий и его сторонники так и не услышали многократные призывы Церкви к покаянию и исправлению".
Обращает на себя внимание необычно малое для такого громкого события количество комментариев в церковной среде. Это можно объяснить тем, что люди не хотят выражать поддержку никому, потому что она будет означать выпад против другой стороны. Ведь в позиции Романова есть немалая доля разумного для Церкви, поэтому его не спешат осуждать. А становиться на его сторону — значит противопоставлять себя Церкви, что недопустимо. Поэтому ситуация очень сложная.
Запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев, который давно занимается информационной борьбой против Церкви, неожиданно поддержал РПЦ. Он заявил НСН, что Романов сам виноват, "дошел до разрушения жизни церковной и в какой-то степени и общественной", "стал общественной проблемой", "всячески превозносил товарища Сталина" и получил то, что заслужил.
Политолог Константин Долгов опасается, что "нам вот только религиозного майдана не хватало", что очень на руку недоброжелателям России.
"Вы только представьте себе, ЧТО может начаться, если он из-за стресса сейчас переволнуется и прикажет долго жить", — написал он.
Некоторые считают, что задержание Романова — это политическая расправа со стороны Кремля, а все остальное — лишь повод. Безусловным же является лишь то, что конфликт не исчерпан. Вот что самое главное. И это же самое опасное. И для Церкви, и для России.