Телеграмотный заход: в мире грядет драка за мессенджер Дурова?
Началась "крупнейшая цифровая миграция" в TelegramПосле того, как президента США Дональда Трампа "предал" Twitter, в США резко возросло количество скачиваний Telegram, с 6 по 10 января мессенджер скачали более полумиллиона раз. Популярность Telegram растет и по всему миру. Всего в этот период его скачали 5,6 млн раз. А сегодня стало известно, что в "телеге" уже появились каналы многих президентов – Бразилии, Турции, Франции, Израиля, Мексики, Сингапура, Украины и ряда других стран.
Между тем "чудит" со свободой слова не только Twitter, Facebook вновь подвергается критике за свой авторитарный характер и блокировку по политическим мотивам, особенно хорошо это чувствовали на себе инфлюенсеры из России, которые периодически сталкиваются с тем, что повергло в ярость президента Штатов. А WhatsApp объявил об изменениях в политике конфиденциальности, что тоже не порадовало его пользователей.
Детище Дурова на этом фоне выглядит, как единственный островок свободы, отстаивающий конфиденциальность как главную прерогативу. Но и здесь возникают вопросы. Ведь в России уже предпринимались неловкие, но упорные попытки блокировать мессенджер из-за отказа в предоставлении данных о ключах шифрования. В 2020 году Роскомнадзор объявил о разблокировке мессенджера, но осадочек остался. На что же пошел Павел Дуров ради этого, неизвестно. В то же время, власть продолжает грозить кулаком теперь Youtube, но сможет ли она его чем-либо заменить?
"Телега" мировой политики?
Ряд наблюдателей считают, что приход в Telegram президента Турции, Франции и других вслед за атакой на Трампа – тоже своего рода знак времени, однако скорее всего теперь ведущие страны постараются поставить под контроль мессендждер, и удастся ли им это, зависит от Павла Дурова.
"Если брать шире, то вопрос заключается в том, как власти национальных государств будут выстраивать отношения с подобными платформами, – говорит в беседе с Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – И вот этот конфликт [Трампа] с "Твиттером" и другими соцсетями воспринимается наблюдателями, как конфликт между западным бунтарем-одиночкой и нарождающейся новой авторитарной силой, имеющей наднациональный характер, соцсетями, имеющими глобальные амбиции, которые могут подчинить себе общество".
Политолог Максим Жаров в своем телеграм-канале "Чисто для фиксации" пишет: "Во многом судьба "Телеграма" зависит теперь от его создателя и владельца Павла Дурова, который давно превратился в политическую фигуру мирового масштаба, однако публичной политики он сторонится и пытается держать нейтралитет".
По мнению эксперта, у Павла Дурова два пути: либо пойти на сотрудничество с демократами в США или на непубличную игру с Китаем и Россией.
Про США Дуров ранее высказался определенно негативно, после того, как посмотрел фильм Дудя, в ответ Дуров назвал семь причин не переезжать в Кремниевую долину – тут и трактат о полицейском государстве, и о низком качестве образования, и о насущных проблемах американской экономики. Дела в Штатах у Дурова не заладились после того, как он попытался создать там собственную криптовалюту и блокчейн-платформу TON, но чего не разрешили Цукербергу, того, конечно, не позволили и Дурову. Говорят, он даже попал на деньги, сильно задолжав инвесторам.
Кремль подобрел к Telegram?
После разблокировки "Телеграма" и его возросшей популярности российские власти максимально приближают к себе Павла Дурова, ведь IT-технологии и цифровизация наше все? Вот еще летом премьер-министр Михаил Мишустин провел панельную дискуссию с представителями IT-индустрии. После вступительной речи слово предоставили девяти участникам мероприятия, в том числе вице-президенту Telegram Илье Перекопскому.
Как считает политолог Максим Жаров, в случае с Россией Дурову и Кремлю предстоит забыть былое (прежде всего, "рейдерский перехват" у Дурова vkontakte) и попытаться конструктивно взаимодействовать. Готовы ли к этому Дуров и Кремль накануне "финальной мировой схватки за Telegram" — не вполне понятно.
"Здесь большой вопрос относительно желания Дурова сотрудничать с российскими властями, кто-то говорит, что доступ к данным и перепискам в секретных чатах есть у спецслужб, якобы они в суде уже это используют. Возникает вопрос, каким образом они получают этот доступ – либо за счет взлома конечных устройств, либо за счет того, что им ключи предоставляются", – говорит политолог Павел Салин.
Главной же новеллой мессенджера, выгодно и кардинально отличающей ее от того же WhatsApp, стали телеграм-каналы, задающие повестку, предоставляющие альтернативный взгляд и балующие инсайдерской информацией своих подписчиков. Плюс провластные группировки через телеграм-каналы выясняли отношения, сливая информацию друг на друга, что несколько оживляло официозную повестку в России.
Так телеграм-каналы стали революцией в области медиа, но, по мнению политолога Павла Салина, дискурс здесь контролировался властью, а именно Администрацией президента и провластными игроками, которым принадлежат каналы. Как известно, революция зачастую пожирает своих детей, и сейчас, по мнению эксперта, именно такой момент, когда власть перестала контролировать каналы в полном объеме, сама же создав для них ореол достоверности и непредвзятости, дала рычаг для переворота политсистемы. Поэтому пресс-секретарь президента Дмитрий Песков недавно и сделал такое резкое анти-телеграмовское заявление, он как один из архитекторов системы контроля понимает, что этот контроль в последние месяцы подвергся очень сильной эрозии.
"Здесь просматривается определенная любопытная тенденция. Власти в лице Администрации президента вовремя почувствовали тренд и способствовали развитию телеграм-каналов как квазинезависимой площадки и они во многом контролировали информационное пространство там, – говорит Павел Салин. – Там был тот дискурс, который необходим власти. Ярким примером является провластный, в широком смысле провластный как контролируемый подвластными игроками канал "Незыграрь", а также многие другие менее известные телеграм-каналы, которые тоже находятся под контролем, условно говоря, Администрации президента. В последнее время в среде телеграм-каналов происходит тот же поворот, что наблюдается "Ютубе", причем, с той разницей, что "Ютуб" был несколько лет назад политически нейтральной площадкой, аполитичные тренды превалировали, а в телеграм-каналах превалировали именно политические тренды".
Что ждет в России Telegram и другие платформы?
В конце прошлого года депутаты выступили с инициативой взять и запретить YouTube, в Госдуму был внесен законопроект о полном запрете доступа к нему на территории России, а вместо американского видеохостинга предлагают создать российский аналог сайта.
А президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет замедлять скорость работы интернет-сервисов вплоть до их блокировки за нарушения прав россиян, в том числе на доступ к информации. Информации какого рода? А законодателей возмущало, что на "Ютубе" люди "не могут" посмотреть "Вести недели" с Дмитрием Киселевым, и, как мы писали ранее, был большой скандал в связи с тем, что материалы канала "Соловьев Live" не попадают в тренды YouTube, хотя ранее это происходило регулярно, по крайней мере, по словам самих авторов программы. Роскомнадзор направил в Google официальное письмо с негодованиями и возмущениями, требуя снять ограничения с Соловьева, ведь в тренды попадают именно так – через Роскомнадзор, Google и письма?
Действительно, за последние 2-3 года YouTube очень сильно политизировался и сейчас также становится антивластной площадкой, отсюда и законы, инициативы по блокировке YouTube, но у хостинга слишком много пользователей в России, закрыть его без серьезных рисков невозможно.
Здесь момент упущен, да и чем можно было бы заменить YouTube?
Попытки создать что-то свое и все изменить предпринимались еще год назад. Замминистра цифрового развития Алексей Волин, работая над новой концепцией развития телерадиовещания, привлек старую гвардию – Константина Эрнста и Олега Добродеева, представителей РТРС, Роскомнадзора, Минцифры, "Национальной ассоциации телерадиовещателей", а во главу поставили гендиректора "Национальной Медиа Группы" Ольгу Паскину, конечно, новой борозды у них не получилось. Государственные каналы продолжают быстрыми темпами терять аудиторию, а древнегреческие боги федерального ТВ сидят на своем Олимпе, совершенно никому ненужные, хоть и очень важные. По данным Mediascope, "Первый канал" смотрит 10,4% населения России, ВГТРК 11,8%, что примерно равно 16 млн зрителей на канал.
В то же время ежедневно на Youtube загружается около 30 тысяч видеороликов, отдельные шоу бывших телевизионщиков Парфенова и Пивоварова в среднем собирают по 1,2 млн просмотров, а развлекательное шоу "Что было дальше?" по 20 млн просмотров, зарабатывая около $5 млн в год (данные Forbes), в то время пока "Первый канал" с 2017 года несет колоссальные убытки. "Если Youtube-ролики собрать в вещательную сетку, то их аудитория будет больше, чем объем зрителей федеральных каналов. Такая же история и с операторскими стриминговыми сервисами вроде Мегафон ТВ и МТС ТВ и онлайн-кинотеатрами", – пишет телеграм-канал "Телекоммуналка" и делает вывод, что госструктуры теряют контроль над рынком видеоконтента.
Это касается не только видео-хостинга "Ютуб", тенденция ясна для всех площадок, которые отбирают аудиторию у официальных СМИ и слабо поддаются контролю, если поддаются вообще. Какая же их ждет за это судьба? Если же придерживаться официальной версии, что Россия пыталась блокировать "Телеграм", а не раскручивать и у нее это не получилось сделать, так же, как и у Ирана, значит, и у других правительств шансов "закрутить гайки" мало.
Руководитель медиасообщества "Планёрка" Александр Литвинов отмечает, что вообще же популярность Telegram лишь косвенно связана с большой политикой и Трампом, мессенджер объективно удобней того же WA и подстроить площадку под себя вряд ли удастся – хоть Западу, хоть России.
"В России у Telegram сейчас самое лучшее время для развития, если внезапно не поменяется что-то на самой платформе. Telegram в России будут блокировать в последнюю очередь. Скорее новые ограничения коснутся "Фейсбука" и "Ютуба", но и они не будут эффективными просто потому, что альтернативных платформ такого масштаба в мире нет", – сказал Накануне.RU Александр Литвинов.
А политолог Павел Салин напоминает, что власть сама "убила" в России деловую прессу, поставив ее под контроль, и отцензурировала деловые СМИ, которые сейчас придерживаются довольно пресной деловой повестки и уже не вызывают интереса. В том числе поэтому аудитория, которая давно для власти потеряна, уходит в Youtube и Telegram, а их контролировать, действительно, едва ли получится.