Чужим продавать выгоднее, чем своим: почему бензин в России не подешевеет
Российский бензин снова дорожает. За декабрь прошлого года стоимость АИ-92 и АИ-95 выросла на оптовом рынке на 8%, а с начала 2021 г. на 10% подорожала нефть. Сегодня на среднюю зарплату россиянин может купить 880 литров бензина, а американец — в четыре раза больше. Ситуация не изменится, пока экспорт нефтепродуктов выгоднее продажи внутри страны. Как власти поднимают цены на бензин, и почему демпфер не помог и не поможет — в материале Накануне.RU.
С декабря бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал на 8%, до 48 тыс. руб. и почти 49 тыс. руб. за тонну. Рост стоимости был нетипичен для этого периода: обычно в конце года цены падают из-за того, что нефтяные компании распродают свои излишки, отметил председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов.
"В этом году из-за того, что падал внутренний спрос, этих избытков не было достаточно много, и тут в конце года нарисовался рост цен на нефть. В результате экспортировать стало выгодно и снизилось предложение, а эти излишки, которые хранились для дальнейшей реализации, стали просто уходить на экспорт или внутренний рынок. Спрос подрос, предложение снизилось, и в конечном итоге мы получили рост цен", — рассказал Григорий Баженов на пресс-конференции в НСН.
Почему бензин дорожает?
- Растут акцизы. Акцизы на бензин и дизель пятого класса растут с 2014 г. В этом году налог вырос на 4% от значений прошлого года.
- Цены не нефть растут после обвала в начале прошлого года.
- Снижаются экспортные пошлины.
- Использование демпфера.
Налоговый маневр привёл к снижению пошлины, которые нефтяные компании должны платить государству при вывозе товара за рубеж. Размер платежа не становится для нефтяников препятствием для экспорта, на котором они заработают больше, чем на внутреннем рынке. А к 2024 г. экспортные пошлины и вовсе обнулятся.
"По налоговой нагрузке у нас поставлять нефтепродукты на экспорт выгоднее, чем на внутренний рынок, это и приводит к повышению цен", — комментирует Баженов.
"Всегда, когда рубль к доллару падает, автоматически в пересчете на рубли экспортные поставки российского сырья становятся более выгодными, и автоматически возникают локальные товарные дефициты в попытке продать больше нефтепродуктов за рубеж, чем внутренним нефтеперерабатывающим заводам и внутреннему потребителю", — добавляет член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский.
"Субсидия на прибыль и налог на кризис" — а так Баженов охарактеризовал демпфер — механизм, который должен был компенсировать нефтяным компаниям недополученную при продаже на внутреннем рынке прибыль.
"Еще одна причина [роста цен] — демпфирующий механизм, который в 2020 г. работал как налог на кризис. Предполагалось, что он будет компенсировать цены, но на деле он превратился в странный механизм, когда нефтяные компании получают субсидии, когда у них все хорошо, но они при этом вынуждены платить в бюджет дополнительные средства, когда у них все плохо. Получается абсурд", — отмечает эксперт.
По его словам, в прошлом году производить нефтепродукты было нерентабельно, и нефтяники работали в минус. Сейчас при прежних ценах на нефть компании вышли бы в ноль, но с 1 января 2021 г. повысилась планка, которая считает демпфер.
Что не так с демпфером?
Демпфер состоит из двух компонентов:
- Индекс экспортного паритета, который показывает, сколько должен стоить нефтепродукт на российском рынке, чтобы нефтяной компании было безразлично, поставлять товар на экспорт или на внутренний рынок.
- Условная расчётная цена, которая каждый год индексируется на 5%.
"Между ценой отсечения и розничной ценой будет расстояние, которое даст хиленькую, но маржу, и оптовые цены не будут заходить за пределы этих расчётных цен. Таким образом будет искажаться оптовый сегмент рынка, и это будет приводить к тому, что нефтяники не будут торговать на бирже сверх этих лимитов", — поясняет Григорий Баженов.
Но внешняя конъюнктура постоянно меняется, а параметры демпфера менять сложно, это приводит к странной схеме.
"Если у нас экспортная альтернатива не очень хорошая и поставлять на внутренний рынок интереснее, то у нас нефтяники будут платить в бюджет. А если экспортная альтернатива выше, то нефтяники будут получать субсидии, чтобы поставлять на внутренний рынок", — объяснил экономист.
Нефтяники могут не получать субсидий и не платить в бюджет только в том случае, если средние биржевые цены будут на 10% выше, чем цена отсечения, которая зафиксирована в Налоговом кодексе.
"Потом взяли и убрали эту цену отсечения. В результате, когда у нас колоссально упали цены на нефть, разница между расчётной ценой и нетбеком была порядка 30%, 70% с этой разницы нужно было платить в бюджет с каждой тонны, которую ты поставляешь на внутренний рынок. Вместо того, чтобы этот механизм приостановить и дать возможность нашим гражданам увидеть, что цены на бензин могут и упасть, сделали обратное – снизили нормативы объёмов реализации на биржу, чтобы цена выросла и нефтяники могли покрывать демпферную компоненту. Максимально сделали всё, чтобы у нас не включились нормальные рыночные ценовые механизмы", — говорит Григорий Баженов.
Розничные цены не взлетят?
Розничные цены имеют другую логику ценообразования, нежели оптовые, напомнил Григорий Баженов.
"Год от года цена на бензин индексируется на размер инфляции, обычно где-то на 1,5 процентных пункта меньше той инфляции, которую считает Росстат. Сейчас люфт между оптом и розницей есть, он не очень приятный, он мало кому дает позитивных восприятий относительно будущей работы на рынке, но пока он сохраняется, и пока оптовая цена настолько плотно не приблизилась к розничной, то не следует ожидать стремительного роста. Пока ситуация более-менее спокойная, я бы прогнозировал рост в пределах инфляции", — добавил эксперт.
По его оценке, к концу года розничные цены на бензин вырастут на 2,5%.
На нефтяном рынке – всё стабильно…. растёт
Бывший министр энергетики РФ (ныне зампред Правительства) Александр Новак называл ситуацию на нефтяном рынке относительно стабильной.
"Власти осознанно перекладывают налогооблажение и фискальное бремя с внешнего потребителя энергоресурсов, с импортёров в Европе и Азии, и с экспортёров сырья в виде крупных российских нефтегазовых компаний на внутреннего потребителя: на простых россиян, бизнес, сельское хозяйство. Теперь у нас бензин и дизель дорожает независимо от ситуации на нефтяном рынке. Мы добились стабильности — стабильного роста", — объясняет Владислав Жуковский простым языком сложные схемы ценообразования.
Получилось, что теперь у нас бензин и дизель дорожают вообще всегда. "Неважно, падает нефть, дорожает нефть или стабильная нефть. Бензин и дизель дорожают всегда", — заметил он.
Экономист привёл цифры:
- 2018 г. — бензин подорожал на 12%, дизель – на 15%;
- 2019 г. — рост составил 4,5%;
- 2020 г. — рост 2-2,5%.
"Почему мы должны оплачивать из своего кармана эту мифическую стабильность?" — задался вопросом эксперт.
В июне цена на АИ-95 пробила свой исторический потолок, в то время как во всём мире цены снижались. Только у двух экспортёров нефтепродуктов росла цена на бензин и дизель – у России и Казахстана. И в России цены на энергоносители сейчас одни из самых высоких в мире.
Для сравнения:
- в России на среднюю зарплату в 45 тыс. руб. можно купить 880 литров бензина;
- в Норвегии — 1 тыс. 850 литров;
- в США — 3 тыс. 600 литров;
- в Канаде и Германии — 2 тыс. 500 литров.
Рост цен на бензин привёл к тому, что отдельные регионы стали закупать сырьё у других стран. Мурманская область – у Норвегии, Омская – у Средней Азии.
"Реакция государства – закрыть границы. Мол, мы вам в локдаун поможем умереть, окончательно закрыв приток дешёвого импортного топлива, чтобы не было падения доходов у государства и чтобы не обрушить пресловутую стабильность. Большего мазохизма сложно себе представить, но это было сделано", — заявил Жуковский.
Как считают эксперты, пора менять систему формирования цены. "Давайте сделаем, чтобы экспортные пошлины были более высокими. На внутреннем рынке давайте будем налоги собирать не с продажи низкого сырья, а с высокой переработки сырья, как делают передовые страны", — предложил Жуковский.
Если в цене российского бензина 70% приходится на акцизы и налоги, то в США — всего 20%.
Что делать?
- Повысить экспортные пошлины
"Об этом говорят с нулевых годов. Делать так, чтобы вывозить низкие переделы было всё менее выгодно, чтобы сырьё шло на переработку внутри страны, чтобы максимизация прибыли шла на создание высокой добавленной стоимости", — считает Владислав Жуковский.
- Убрать Правительство подальше от нефтянки
"Хватит уже помощи от государства, просто перестаньте вмешиваться в эти процессы так, как вы вмешиваетесь. Снизьте налоги на внутренние поставки, перестаньте заниматься ерундой типа демпфера, дайте возможность работать малым и средним предприятиям, не создавайте льготные условия для крупных", — высказался Григорий Баженов.
- Уравнять акцизную ставку с паритетом транспортных издержек
- Перенести акциз с НПЗ на АЗС
"Если у нас НПЗ будут продавать, а АЗС будут покупать, это будет фиксированная часть в цене бензина, которая будет оплачена конечным потребителем", — пояснил Баженов.
- Позволить регионам самим устанавливать ставку акцизов
- И наконец, отменить демпфер.