Преемник на букву "М" – 2
Сегодня ровно год, как страна живет при новом главе Правительства Михаиле Мишустине. Еще в такие же январские праздники год назад мало кто знал этого человека и слышал о нем, но случилось послание президента, а после этого — отставка Дмитрия Медведева с поста главы кабинета. Наиболее продвинутые знали, что он руководил Федеральной налоговой службой (ФНС), наверное, знали это и представители бизнеса, крупного-то точно, но что знал рядовой обыватель?
Накануне.RU попробовало разобраться и проанализировать, чем, во-первых, запомнился гражданам Мишустин по итогам очень непростого 2020 года, а во-вторых – как его воспринимают сегодня и каковы его перспективы как политика федерального уровня.
Взлет налоговика
Сегодня рейтинг доверия главе Правительства, по данным ВЦИОМ, один из самых высоких в стране – на уровне 54,9%, выше только у президента с его 66,8% (выборка на конец декабря 2020 года, более свежих данных нет).
Кстати, кому интересно, на третьем месте по уровню доверия среди населения находится Владимир Жириновский (33,7%), 4 и 5 места поделили Геннадий Зюганов и Сергей Миронов. Это, так сказать, просто для начала разговора о том, как российские граждане воспринимают власть и отдельных её представителей, цифры нам лично кажутся весьма показательными.
Не будем сейчас останавливаться на коллизиях смены кабинета год назад, тем более что много рассказывали об этом в свое время. Кандидатуру премьера вносит на утверждение в парламент президент и тогда было известно, что сделал это он в обход якобы существовавшего списка из примерно четырех персон – среди главных претендентов назывались такие политические "тяжеловесы" как Сергей Собянин или Алексей Кудрин. Путин поступил, повторимся, в излюбленном дзюдоистском стиле и предложил на ключевой пост в общем-то широко неизвестного публике чиновника.
Уточним лишь, что, встречаясь с фракциями в Госдуме, которые по закону утверждают главу Правительства, Михаил Мишустин обозначил тогда еще собственные приоритеты в экономическом разрезе. Никакой национализации не будет, это раз. Два – пересмотра пенсионной "реформы" тоже не будет. И третий важнейший пункт – подтверждение отказа от введения прогрессивной шкалы налогообложения в России, в чем Правительство что Медведева, что теперь уже и Мишустина, по-видимому, видит самую настоящую крамолу. Можно сказать, что было заявлено – экономический курс в целом и общем пока сохраняется. И, честно говоря, по истечении года можно констатировать – так оно и есть, кто бы что ни говорил. Добавились (и еще будут добавляться) новые налоги, либо идет перераспределение существующего порядка налогообложения в пользу государства, то есть опять же – рост налогов. Процесс далеко не завершен.
Кто интересуется политикой, без труда вспомнит все эпитеты, которыми попервоначалу награждали Мишустина. "Технический премьер", "глава временного правительства" и т.д. и т.п., многие эксперты почему-то были уверены, что он пришел ненадолго. И вроде как всерьез как политическая фигура потому не может рассматриваться.
Но начавшаяся в марте пандемия, точнее, необходимость принятия быстрых и адекватных мер в связи с ней, доказали вменяемость и в принципе успешность премьера. Наверное, можно спорить, что было сделано так, а что не так, но никто не имеет права сказать, что чиновники Правительства "проспали" ситуацию, что-то упустили и т.д. При жестком локдауне, который вводился в России на несколько предстоящих недель (до мая), в срочном порядке была разработана и реализована система мер поддержки населения и бизнеса, удалось остановить взрывной рост заболеваемости, кстати, даже такой показатель, как безработица, оставался в целом и общем под контролем, хотя и подскочил.
Срочно запускались необходимые производства на территории страны – например, по выпуску тест-систем (так называемые ПЦР-тесты), по выпуску необходимых средств защиты, разворачивалась и мобилизовалась система здравоохранения в новых условиях. Обо всем этом не стоит забывать хотя бы ради справедливости – это были для Мишустина первые месяцы работы на посту главы Правительства.
Сегодня уже можно говорить точно – экономические последствия локдауна в России удалось во многом минимизировать, падение производства на территории страны ограничилось цифрами в 11-12%. Сравните это с показателями Европы или США, где пандемия напрочь "убила" надежды Дональда Трампа на второй срок, а в Евросоюзе отдельные страны (Италия, скажем, или Греция) весной тщетно просили помощи у соседей. Наиболее жестких сценариев и массового разорения субъектов предпринимательства все-таки удалось избежать, чтобы кто ни говорил.
Удивительнее всего, еще раз повторим, что все это пришлось буквально на первые недели работы Мишустина, кстати, в его состав Правительства пришли новые люди, хотя костяк кабинета остался прежним. И ничего, каких-то особых эксцессов и совсем уж провалов зафиксировано не было. Проблем хватало и хватает, но есть и работа.
И при всех этих пертурбациях, как выясняется, рейтинг премьера Мишустина находится на довольно высоком уровне. Похоже также, что бывший главный "мытарь" всея Руси не вызывает особого раздражения и в элитной среде, по крайней мере, в информационную повестку это не вырывается. Можно сказать, что Мишустина приняли и, видимо, у него действительно ровные и рабочие отношения со всеми значимыми акторами российской политической "поляны". (Публикацию отдельных компроматных "сливов" на семью Мишустина оставим все-таки для любителей такого рода чтения; про кого из видных политиков и родственников не пишут чего-нибудь подобного?).
Новый Медведев или новый Степашин?
В общем, у "технического премьера" и "временщика" были все шансы провалиться, но этого не произошло. А поговорив с экспертами, мы узнали, что, очевидно, Мишустин за год набрал очки и теперь уже вряд ли может рассматриваться как исключительно "технический" глава кабинета.
"Вы знаете, удивительная вещь действительно фиксируется: вроде бы человека, который по должности много лет собирал налоги, да и сейчас контролирует эти процессы, по идее мало кто должен любить, его скорее ненавидеть будут! Но Мишустину каким-то непостижимым образом удается обойти этот факт. Возможно, на фоне "сонного" Медведева, который поднадоел всем за последние годы, новый и энергичный глава Правительства производит такое благоприятное впечатление?" – рассуждает Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики.
Он добавляет, что если Медведев ассоциировался в большей мере с таким понятием, как "путинская стабильность", то при Мишустине все-таки началась хоть какая-то "движуха". Не сказать, чтобы премьер начал все ломать и крушить после получения поста, конечно же, речь не об этом. И тем не менее…
Например, только из событий буквально последнего времени можно указать начавшееся реформирование госаппарата, а ранее, скажем, реформу институтов развития. В первом случае Мишустина многие критикуют – мол, показуха и бессмысленная трата времени и сил, но хоть что-то происходит. Во втором случае, то бишь с реформами институтов развития дело сложнее, здесь идея, очень может быть, принадлежит не самому премьеру, а скорее его первому заму Андрею Белоусову. Но проводится-то она кабинетом под руководством Мишустина!
И, кстати, Мишустин же по крайней мере слушает в Правительстве "инфляционистов", сторонников добавления денег для разогрева экономики (яркий представитель – все тот же Белоусов), в противовес "медведевским" трендам и сторонникам складывания денег в разного рода "кубышки". Изымать и складывать – как известно, такой тактики придерживались и придерживаются министр финансов Антон Силуанов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, когда-то "лучший министр финансов", а ныне глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Короче говоря, впервые за много лет хотя бы Правительство стало "местом для дискуссий", раз уж Госдуме не дано такого права.
Илья Гращенков отмечает, что главное, чего за год достиг премьер – именно то, что стал "политическим". Политическим игроком, с собственным весом, а, возможно, и с далеко идущими амбициями, которые пока правда не проявляются. Повторимся еще раз – человек имел все шансы провалиться и в целом, учитывая время его назначения, никто бы сильно не удивился. Однако произошло то, что произошло.
Разумеется, немедленно пошли разговоры чуть ли не о "преемничестве". Телеграм-канал "Кремлевский безбашенник" вчера отмечал "бенефис" премьера на новостных лентах информагентств во время Гайдаровского форума, "о котором, видимо, даже не мечталось Дмитрию Медведеву". Но вот уже тг-канал "Чисто для фиксации" напоминает историю другого главы Правительства из новейшей истории России, а именно Сергея Степашина, на которого действительно были обращены взоры многих в конце минувшего века.
"Летом 1999 года похожий бенефис был у премьера Степашина. Чем закончился этот бенефис и кто в итоге стал преемником Ельцина, напоминать не надо", – комментирует автор канала, политолог Максим Жаров.
Поясним – к лету 1999 года Владимир Путин уже перебрался в Москву, успев поработать на различных административных должностях, потом недолго возглавлял ФСБ, ну и вскоре как раз занял пост, с которого отставили Степашина. Дело прошлое и уместность аналогий каждый может оставить на свое усмотрение. И тем не менее.
"Говорить о каком-то "преемнике" в лице Мишустина пока абсолютно рано, это точно. Если посмотреть внимательно, то тот же Медведев по-прежнему обладает более весомым положением, занимая пост замруководителя Совета безопасности, плюс возглавляет партию "Единая Россия". Так что такие разговоры (о Мишустине как преемнике, – прим.) явно преждевременны, но Мишустин приобрел самостоятельность, как политик – это тоже правда", – рассказал Накануне.RU политолог Максим Жаров. Эксперт предлагает подождать и не делать скоропалительных выводов.
Накануне.RU также не станет спешить, тем более что на открывшемся Гайдаровском форуме сам Михаил Мишустин, рассуждая о постковидном мире и законах экономики в нем, отметил, что, цитируем, наступает "переломный момент". Переломность момента премьер отмечал именно что в связи с экономической парадигмой, но тут, как водится, нельзя не учитывать множество других факторов. От выборов в Госдуму в сентябре до предстоящего послания президента, которое, скорее всего, прозвучит в феврале. Делать прогнозы дело неблагодарное – вспомним, что внутриполитическое развитие событий год назад никто не предвидел, как и появление политика нового образца в виде Мишустина – технократа, способного договариваться, похоже, буквально со всеми вокруг.