Мусорщикам подставили транспортное плечо: как на Южном Урале "зарабатывают" на "реформе"
Участники мусорного рынка Челябинской области заявили о резком увеличении транспортных маршрутов при вывозе ТКО. В ряде случаев, отмечают они, транспортные плечи выросли более, чем в пять раз. Причиной таких изменений послужили изменения в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), принятые министерством экологии Челябинской области в прошлом году. Ситуация может привести к сильному удорожанию стоимости перевозки мусора и, как следствие, увеличению конечного тарифа для потребителей. При этом, как ни странно, выгодополучателем от такого решения станет одна из коммерческих структур, деятельность которой связывают с региональным оператором по обращению с ТКО – ООО "Центр коммунального сервиса" (ЦКС).
Как следует из обновленной территориальной схемы по обращению с ТКО, средние значения расстояния транспортировки отходов от места их образования до объектов обращения с ТКО (полигонов или сортировочных комплексов) по каждому кластеру достаточно большие, даже несмотря на их незначительное снижение в отдельных случаях с 2021 года. Так, например, в Магнитогорском кластере среднее расстояние сократилось с 87,92 км до 73,8 км. В Карабашском, напротив, выросло до 91,31 км, в Челябинском оно составило 102,61 км, а в Горном – 119,69 км. Самое короткое плечо в благополучном Кыштымском кластере – 70,84 км.
Средние значения отражают пробег в обе стороны. К прочему, в терсхеме приводится информация только на 2019-2021 годы, то есть фактическая. Перспективы того, как изменятся расстояния перевозки мусора после строительства многочисленных новых объектов, в документе не отражены.
"В Магнитогорском кластере в 2021 году ожидается снижение плеча транспортировки на 16%. Произошло это из-за перенаправления ТКО Варненского района для захоронения с Магнитогорской свалки на полигон в поселок Локомотивный вблизи Карталов. То есть, ООО "ЦКС" и министерство экологии с 2018 года – с момента объявления Борисом Дубровским начала мусорной реформы – возило варненские отходы в Магнитогорск со средним транспортным плечом по району 186,6 км (а по некоторым населенным пунктам района плечо было 199, 216, 232 и 248 км). И только к 2021-му году они поняли, что если возить отходы в Локомотивный, то плечо уменьшится до 71,9 км, почти в три раза. Выходит, все это время люди переплачивали?" – приводит пример владелец одной из транспортных компаний на условиях анонимности.
Однако в качестве наиболее вопиющего примера участники рынка приводят ситуацию в Карабашском кластере, где за 2020 год произошел рост среднего плеча транспортировки на 16%. Такая динамика связана с перенаправлением отходов Миасса и Златоуста на полигон в Полетаево, принадлежащий ООО "Полигон ТБО". Хотя в Карабаше есть свой полигон. При этом среднее плечо для Миасса возросло на 222% (с 45,6 км до 101,34 км), а для Златоуста на 563% (с 26 км до 146,5 км). По словам транспортников, в целом потоки ТКО в кластере не оптимизированы, например, отходы Чебаркуля возят на полигон в Карабаш с плечом 108 км, тогда как до того же Полетаевского полигона всего 62 км.
К слову, именно "Полигон ТБО" считается структурой, якобы аффилированной с "ЦКС". Ранее южноуральский политолог Александр Подопригора указывал, что компания, вероятно, пользуется преференциями, и ее работа, возможно, нацелена на извлечение прибыли с помощью регоператора. Примечательно, что и в Миассе уже существует мусоросортировочный комплекс, который способен принимать на обработку отходы, однако пока он простаивает. Вместо этого весь объем мусора сосредотачивается на объектах в Полетаево, которые уже загружены на 117%.
"Неоднократно говорилось и писалось,что ключевые расходы при обращении с ТКО – это транспортировка. Именно расстояния перевозки отходов – то, над чем нужно постоянно работать с целью уменьшения. Почему в Челябинской области такие достаточно длинные расстояния перевозки ТКО? Потому что терсхема выстроена под интересы тех структур, которые строят здесь объекты обращения с ТКО? Власть для их последующей загрузки готова возить отходы на сотни километров. Эта стратегия, принятая при Дубровском, была порочна и преследовала, вероятно, главный интерес – освоение денег при строительстве объектов. Но её упорно продолжают реализовать и сейчас", – резюмировал собеседник издания на рынке ТКО.
Параллельно власти региона по какой-то причине отказались от расширения площадки, куда входит мусоросортировка и полигон ТКО, в Копейске, их строительство ранее анонсировало региональное министерство экологии. Ведомство даже заключило инвестиционное соглашение на строительство этих объектов с ООО "Комтранссервис". Согласно документу, компания должна была построить новый полигон и мусоросортировку за 1,2 млрд руб. со сроком ввода в эксплуатацию к 2024 году. Новые мощности должны были заменить действующий полигон в Копейске, принадлежащий "Комтранссервису", ресурс которого к тому времени уже будет исчерпан. Однако вместо этого все потоки с 2024 года будут перенаправлены в Полетаево.
Комментарий минэкологии об увеличении транспортного плеча по ряду направлений к моменту публикации получить не удалось.