Илья Гращенков: "Справедливую Россию" делают более системной
"Справедливая Россия" становится более системной.
Назначение политтехнолога Дмитрия Гусева руководителем центрального аппарата партии говорит о переориентировании работы аппарата под нужды внутренней политики, в частности для взятия под более чуткий контроль новой лево-патриотической группы "СР – ЗП – ПП". Руководитель предвыборного штаба партии Валерий Гартунг, по всей видимости, отодвинут от прямого руководства кампанией и технологами, несмотря на то, что его стратегия работы уже начала частично реализовываться и финансироваться еще в конце прошлого года. Скорее всего, лишь формальное влияние сохранит и Михаил Емельянов.
Обновленные "СР" хотели бы улучшить свои результаты до показателей 2011 года, тем самым взяв свыше 60 мандатов (получив более 13% голосов), а также около десятка одномандатных округов. Однако неясно, какие электоральные перспективы у партии существуют в принципе и сможет ли она хотя бы преодолеть 5% барьер. Учитывая, что уход от умеренной социально-демократической повестки (которая давала перетекание либерального электората от "Яблока" и умеренных "левых" от коммунистов), новая патриотическая повестка ориентирована, скорее, на "правый" электорат ЛДПР. В этом смысле не исключен сценарий, по которому Прилепин будет работать спойлером для Жириновского, "традиционный" блок Миронова – спойлером для КПРФ, а Семигин – для "ЕР" (ее патриотических настроенной части). Вкупе "откусывание" понемногу у каждой из сил и могло бы дать прирост в голосах, но при этом такая тактика может отпугнуть ядерный электорат партии.
Возможно, что от "СР" никто и не ждет каких-то чудес, скорее наоборот – предсказуемости и спокойной кампании, без поддержки радикалов и либералов (памятуя их союз в 2011 году). Тогда партия получит свои 5-6% и несколько одномандатных округов. Важный вопрос – сможет ли она выступить спойлером для КПРФ на этой кампании и насколько эффективно, или эту роль сыграет "Партия пенсионеров", которая кое-где имеет большие рейтинги, чем "эсеры". И если нет, то зачем системе вообще нужно сохранение "большой четверки", просто по привычке?
Политолог Илья Гращенков