Техосмотр: от формализма к профессионализму
Председатель правительства Михаил Мишустин распорядился перенести обещанную реформу технического осмотра автомобилей с марта на осень. Это связано, по его словам, с неудобствами реорганизации ТО как для исполнителей, так и для собственников транспортных средств в условиях пандемии. Опыт прошлого года с временной отменой ТО показал, что никакого влияния на безопасность дорожного движения эта мера не имела и условия ОСАГО некоторое время действовали на автомобили, не прошедшие ТО. Никаких проблем, связанных с безопасностью движения и страховыми случаями, не возникало.
Суть проблемы
Среди автомобилистов и страховщиков в очередной раз возникли разговоры о том, что ТО надо не модернизировать, ужесточая саму процедуру техосмотра, а менять ее в принципе для каждой группы транспортных средств. Кроме того, нельзя привязывать ОСАГО к ТО, поскольку это не влияет на безопасность движения и лишь усложняет страхование и провоцирует фальсификацию страховых полисов и диагностических карт, то есть порождает саму изначальную причину ужесточения контроля за прохождением ТО. Процедура эта слишком хлопотная и малоэффективная.
Надо также сказать, что ОСАГО по своей сути является способом быстрого внесудебного погашения убытков пострадавшей в ДТП стороны за счет страховых выплат независимо от материального положения его виновника. А ТО — это полицейская мера ГИБДД-ГАИ по контролю за техническим состоянием и учетом транспортных средств. Что между ними общего? Причем, традиция ТО в России унаследовала черты мобилизационного учета автотранспорта военкоматами на случай войны, так называемой "линейки готовности", что уже давным давно не практикуется.
Зарубежная традиция ТО более прагматичная. Она возникла по инициативе страховых компаний, чтобы уменьшить свои убытки от выплаты страховых сумм в случае ДТП из-за неисправности автомобилей. Там технический осмотр был совмещен с техническим обслуживанием, а полиция выполняла исключительно надзорные функции. Это расширило рынок автосервиса, что было в интересах производителей и их дилеров.
В России ТО имеет тоже значительную коммерческую составляющую, причем очень консервативную и даже предпринимательскую, от которой отказаться практически невозможно. Только подоплека иная. На современном уровне качества автомобильной техники центральное место в организации ТО занимает всё же коммерческая выгода от формальности, а не безопасность движения.
На январь 2021 года структура автопарка России была следующей. Самое большое количество составляют легковые автомобили — 45 миллионов или 76% от общего количества автотранспортных средств. Легкий коммерческий транспорт на втором месте — 4,19 млн единиц или 7,1%. Грузовики занимают третье место, их насчитывается 3,8 млн или 6,4% от общего количества автомобилей. Также к транспортным средствам относятся прицепы и полуприцепы, которых по учету числится 3,44 млн, их доля – 5,8%. А еще есть мотоциклы (4%; 2,36 млн) и автобусы (0,7%; 0,41 млн).
Итого процедуре ТО подлежат 59,2 млн транспортных единиц. Если взять в среднем плату за ТО в размере 1000 рублей (в реальности от 500 до нескольких тысяч), то сумма выручки приблизится к 60 млрд руб. Кто сможет отказаться от таких денег? Но это только прикидка. Доход от ТО может быть значительно больше.
Не в деньгах счастье
Отсрочка реформы системы ТО открывает возможность публичного ее обсуждения специалистами самой массовой профессии в России — статус водителей любителей давно отменен. Хотя различие между водителями, работающими по найму, и водителями личных автомобилей сохраняется. Водителей различают и по стажу. В целом, в стране насчитывается более 60 млн водителей или примерно такое же число автовладельцев. Это большая социальная группа населения.
К слову, специалисты аналитического агентства “Автостат-Инфо” подсчитали общее количество легковых автомобилей, зарегистрированных в Москве, которое составило на 1 января 2020 года 3 808 384 единицы. Более 70% из них иномарки, требующие систематического сервисного обслуживания.
Конечно же, надо различать автомобили частных и государственных предприятий, а также водителей по найму от водителей личных автомобилей. На предприятиях есть штатные подразделения и должностные лица, отвечающие за техническое состояние транспорта и безопасность движения. Они взаимодействуют с ГИБДД и обсуждение темы ТО с ними должно быть отдельным.
Также в отдельную группу надо выделить большегрузный и пассажирский автотранспорт и не только по теме ТО, но и по теме подготовки и квалификации самих водителей в этой отрасли.
Другое дело — владельцы личных легковых автомобилей. Здесь уже есть несколько предложений по изменению процедуры ТО и ОСАГО. Суть их сводится к тому, чтобы минимизировать полицейский формальный контроль за наличием диагностической карты и страхового полиса, но повысить влияние страховых компаний и предприятий автосервиса на техническое состояние легковушек и создать материальные стимулы для поддержания их парка в исправном состоянии.
В первую очередь, функцию полицейского ТО на предмет технической исправности надо бы передать в систему регулярного обязательного автосервиса, где должна производиться не только инструментальная диагностика, но и неотложное устранение неисправностей тормозной системы, рулевого механизма, световых приборов. При этом, исправность автомобиля должна документально гарантироваться сервисным предприятием или СТО в соответствии с нормами безопасной эксплуатации автомобиля, рекомендованными производителем.
Организовать учет ТО по такой схеме в единой цифровой базе данных ГИБДД будет несложно. Такая база уже существует и доступна для страховщиков и ДПС. Требования для ОСАГО должны выработать сами страховые компании, поскольку стоимость полиса и размер страховых выплат в зависимости от технического состояния автомобиля — вопрос договорной и коммерческий, а не полицейский, и с безопасностью движения не связан.
Полицейский техосмотр в этом случае будет проводиться в обязательном порядке при изменении регистрационных данных в ПТС, смены собственника, замены номерных агрегатов автомобиля и в ходе следственных мероприятий.
Такие изменения в организации регулярного ТО оправданы еще и тем, что надежность современных легковых автомобилей значительно повысилась, а технологии их диагностики и ремонта усложнились, требуют профессионального и системного подхода. Об этом красноречиво говорят гарантийные сроки и сроки сервисного обслуживания, устанавливаемые производителями. Да и подавляющее большинство автовладельцев уже не обходятся без регулярного автосервиса.
В конце января руководитель парламентской фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов внес в Госдуму более радикальный законопроект об отмене техосмотра для личного автотранспорта. То есть речь идет, прежде всего, о легковых автомобилях, которые не используются для коммерческих пассажирских перевозок и в качестве служебного транспорта.
Григорий ВАНИН