14-я пятилетка: Китай делает новый шаг к социальному государству
В Китае завершаются заседания "двух сессий": законодательного органа — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и совещательного — Народного политического консультативного совета Китая. Ежегодно на этих заседаниях делегаты заслушивают доклады руководителей правительства, а также утверждают параметры социально-экономического развития КНР. В прошлом году к ним было приковано повышенное внимание всего мира из-за пандемии ковида, для всех было важно услышать о том, какими китайское руководство видит перспективы экономического развития.
В этом году интерес не меньше, тем более что в Поднебесной завершился тринадцатый пятилетний план и ВСНП утвердило следующий, четырнадцатый. Момент для планирования будущего вновь не самый простой — до сих пор сказываются последствия пандемии, отношения с Соединёнными Штатами переживают не лучшие времена, причём непонятно, чего ждать от новых хозяев Белого Дома. Тем не менее сейчас заданы очень высокие параметры развития.
Об этом Накануне.RU рассказал главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский.
— В прошлом году заседание "двух сессий" переносили на май. Теперь же всё прошло в обычные сроки. Значит ли это, что ситуация в стране нормализовалась?
— В прошлом году переносили на май, а сейчас всё прошло в установленные сроки, хотя и в сокращённом формате, вместо двух недель уложились за неделю и следили за соблюдением всех мер безопасности. Например, традиционная конференция министра иностранных дел Ван И на полях "двух сессий" прошла в онлайн-режиме. Но всё состоялось в срок. И это сигнал.
— Впервые не было озвучено планов по экономическому росту на пятилетку, а только на предстоящий год. Чем вызвана такая осторожность?
— Вокруг отметки в 6% роста на 2021 год много споров. Были прогнозы и МВФ, и Всемирного банка, в которых назывались более высокие цифры. Видимо, предполагали, что раз уж китайская экономика вышла в рост после пандемии, то эффект отскока будет предусматривать более высокие темпы. Интересна формулировка — "от шести процентов и выше". И был глубокомысленный комментарий в "Жэньминь жибао" о том, что "мы учитываем наши известные возможности и неизвестные риски".
6% — это нижняя планка. Это было сделано по опыту прошлых лет, когда конкретные параметры не назывались из-за той же пандемии. За последний год всё просело, но, всё-таки это рост, и, как сказал Ли Кэцян, КНР — единственная развитая экономика, которая показывает положительную динамику.
— А что можно сказать о социальной направленности пятилетки? Много говорится о повышении пенсионного возраста и сокращении свободного времени у трудящихся... Но ограничивается ли дело только этими аспектами?
— Кроме планов на 2021 год и стратегии-2025 ["Сделано в Китае"], были приняты основные направления социально-экономического развития до 2035 г., то есть это целый куст стратегического планирования. Цели вообще достаточно амбициозны для такого сложного периода. И они разнообразны — здесь не просто повышение темпов роста, а продовольственная, финансовая и энергетическая безопасность. Мы видим, что продолжится политика повышения жизненного уровня. Предусматриваются дополнительные финансовые вычеты для трудящихся, дополнительные налоговые льготы. Страховым обеспечением будет покрыто 95% населения страны.
Китай делает достаточно серьёзный шаг в сторону социального государства.
— Озвучены показатели роста инвестиций в НИОКР 7%. Получается, это будет опережать ожидаемый средний рост экономики. И Китай стремится обеспечить свою экономическую безопасность за счёт повышения роста производительности труда?
— Там впервые есть раздел по инновациям и, я считаю это важным, потому что завершение пятилетки приходится на завершение стратегии-2025. Там должны быть продемонстрированы некие показатели по достижению технологического суверенитета.
— Но об этой стратегии почти перестали упоминать после начала торговой войны с США...
— О ней не говорили, но она есть. Инновации — как драйвер роста, так было сказано. Это должно быть продемонстрировано. Упор делается не на количественные, а на качественные аспекты роста. Это заметно.
В том, что касается климата и охраны окружающей среды — суперамбициозные задачи. Мы помним, что в прошлом году председатель Си Цзиньпин, выступая на Генассамблее ООН, обещал, что Китай обеспечит нулевой выброс к 2060 году. Кстати, даже раньше, чем страны ЕС и Соединённые Штаты. Поэтому предусмотрен рост выбросов до 2030 г., а потом их резкое снижение. Этот план обсуждался и на "двух сессиях". Предполагается долю ископаемых ресурсов — уголь, нефть, газ — довести до 25%, то есть резко сократить количество углеводородов в структуре производства энергии.
— Значит, может сократиться и потребление российской нефти?
— Об этом нужно думать и российской стороне, если она чрезмерно полагается на экспорт своих энергоресурсов. Структура энергопотребления в Китае меняется, и будет меняться очень сильно. И у того же "Газпрома" есть планы экспорта чистого водорода. Водородная энергетика очень перспективна.
— Ждать ли усиления конфронтации КНР с США? Ведь риторика администрации Байдена остаётся, мягко говоря, враждебной...
— Министр иностранных дел Ван И всегда на полях "двух сессий" даёт пресс-конференцию и в этот раз тоже. Он говорил о разных аспектах внешней политики, и о Соединённых Штатах дал очень интересную формулировку — "давайте закроем прошлое, откроем будущее". Он администрации Байдена, что называется, даёт шанс. Предлагается, что называется, обнулить американско-китайское противостояние и открыть будущее.
— На "двух сессиях" были озвучены законы по реформам в Гонконге и планы по строительству моста на Тайвань. Что можно сказать об этом?
— Отдельная тема — это реформа избирательной системы в Гонконге. Будут ещё копья ломаться. Система выборов там очень запутанная — непрямые выборы, коллегия выборщиков, мы видели в Соединённых Штатах, к чему это всё приводит, не сказать, чтобы это была очень эффективная избирательная система.
Теперь сформулирован принцип "Патриоты управляют Сянганом" и предусмотрена система клятв — избранный законодатель или чиновник должен давать клятву на верность Китаю. Уже двести чиновников в Гонконге отказались это сделать и были уволены.
Ван И сказал, что Тайвань рано или поздно вернётся в лоно Родины. Это символическое завершение социалистической модернизации, когда все проблемы должны быть решены, а Китай станет одной из наиболее развитых стран мира.