Генералы призвали Путина к "Национализации 3.0"
Целая серия дополнений, ужесточений и прочих нововведений появилась в российском законодательстве буквально в последние пару недель. Иногда кажется, что депутаты двух палат российского парламента – Госдумы и Совета Федерации – просто соревнуются в скорости и выдвижении законодательных инициатив, мало заботясь о качестве предлагаемых законов. Не говоря уже о такой мелочи, а как, собственно, будут исполняться новые нормы и будут ли исполняться вообще?
Накануне.RU расскажет об очередной такой инициативе и о мерах по борьбе с коррупцией, которые, как острят некоторые, обходятся значительно дороже самой коррупции и её проявлений.
Всем выйти из сумрака
9 марта стало известно о поправках в закон "Об оперативно-розыскной деятельности", поправки приготовили три сенатора из верхней палаты российского парламента. Авторами нововведений, их направили на рассмотрение в Госдуму, значатся: Виктор Бондарев, Александр Ракитин и Сергей Мартынов. На сегодняшний день по статусу в Совфеде наиболее высокое положение занимает экс-командующий Военно-космическими силами (ВКС) генерал-полковник Бондарев, он возглавляет в сенате комитет по обороне и безопасности. Избран от Кировской области в 2017 году. Его коллеги, генерал-лейтенант Ракитин и Мартынов (от Карелии и Марий Эл), имеют за плечами службу в различных госструктурах, включая КГБ СССР и ФСБ России, все трое примерно ровесники и пришли в Совет Федерации в период с 2017 по 2019 гг.
Говорим мы и рассказываем об этом неслучайно, а для того, чтобы подчеркнуть – с одной стороны закон об оперативно-розыскной деятельности собираются дополнить и улучшить вроде бы люди опытные и много лет находящиеся на госслужбе. С другой – простите, но какое отношение все трое имеют к непосредственной реализации полномочий розыскных и следственных органов? Учитывая то, что, повторимся, ни один из трех уважаемых сенаторов, насколько следует из их биографий, никогда не имел никакого отношения к самой оперативной работе? То есть работе на "земле", а не к руководству из высоких начальничьих кабинетов чем бы то ни было?
Замахиваются сенаторы сразу, как отмечают авторы телеграм-канал "Новая искренность", только что не на национализацию элит в духе 3.0! Ни много, ни мало!
Поправками предлагается разрешить оперативникам (видимо, всех служб?) искать, выявлять и способствовать возвращению в государеву казну всего неправедно нажитого имущества и счетов коррупционеров. В том числе за счет вскрытия различных схем, при которых скромный с виду чиновник может оказаться владельцем дорогущего дворца в Подмосковье, а то и в какой-нибудь Испании.
Напомним в общих и далеко неполных словах предысторию вопроса в части именно выявления богатств, нажитых непосильным трудом на госслужбе. Еще в период президентства Дмитрия Медведева (2008-2012 гг.) был введен принцип обязательной ежегодной декларации имущества и средств чиновников, включая, для некоторых категорий, декларируемое имущество и доходы членов семей. Мера вроде как правильная и продуманная и к ней быстро все привыкли, вопросов и дискуссий это давно ни у кого не вызывает.
Другое дело, что с самого начала многими экспертами предлагалось ввести не только декларацию доходов и нажитого, но и ежегодную декларацию расходов, но на это тогда не пошли, да и сейчас особых сторонников таких мер в высшем классе не наблюдается. И причины-то очевидны!
Наоборот, как известно, для ряда высокопоставленных лиц действует то ли гласное, то ли негласное правило, когда, скажем, квартира в центре Москвы стоимостью в несколько сотен миллионов или в миллиард рублей стыдливо прописывается в реестре как "имущество Российской Федерации". Всем хорошо известно, кто и с каких пор распоряжается этим самым "имуществом", а вот поди ты – Российская Федерация и все тут!
Если прямо сказать, то происходит маскировка и сознательное "вымарывание" представляющих интерес для общества подобного рода сведений, значимых фактов, видимо, чтобы не раздражать людей пустыми вопросами и волнениями?
Ну и что в таком случае предлагают "улучшить" и "ужесточить", а также "дополнить" сенаторы Бондарев, Ракитин и Мартынов? Каких таких полномочий не хватает, по их мнению, сотрудникам следственных органов для выявления и вскрытия коррупционных схем?
Мы уж не говорим о самых громких и резонансных делах последнего времени, когда собственно у самих "контролеров" хоть из МВД, хоть из ФСБ, хоть из прочих ведомств, изымались миллиарды рублей и десятки миллионов в валюте, происхождение которых внятно владельцы так и не смогли объяснить. У депутатов, глав районов и губернаторов описывается имущество, если есть на то политическая воля, по стоимости сопоставимое с состояниями средней руки олигархов и это только то, что непосредственно удалось найти в России!
Буквально свежая статистика, озвученная не каким-нибудь оппозиционером из стана "навальнистов", а Виктором Балдиным, начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ. По словам высокопоставленного прокурора, лишь 18% осужденных за взяточничество в 2020 году получили реальные сроки заключения, большая часть – 35% отделались испугом в виде "условки" и еще около 40% чиновников и должностных лиц получили лишь выплату штрафа.
Какой еще более ясный сигнал может государство посылать взяточникам и взяткодателям? Бери – но по чину, без экстремизма, главное, не стать мишенью силовиков и конкурентов, либо не попасть в разряд тех, на ком вдруг решили устроить показательную порку, тут дело плохо…
Сенаторам закон не писан
Сам закон № 144 "Об оперативно-розыскной деятельности" был принят депутатами Госдумы еще летом 1995 года, в нем сейчас 23 статьи с подпунктами. Разумеется, с тех пор, более чем за четверть века, закон дополнялся и уточнялся не раз и не два, это стандартная практика. Плюс, не стоит забывать, о куче открытых и закрытых подзаконных актов и различных документов, которые действуют в системе следственных органов в дополнение к "рамочному" закону.
Что именно и конкретно сенаторы решили дополнить и улучшить в марте 2021 года, судить пока сложно. Если закон только-только поступил на обсуждение в Госдуму к весенней сессии нижней палаты парламента, то, видимо, предстоит еще широкое обсуждение, включая экспертизу предложенных поправок. Или, в случае, если, например, закон лишь номинально вносится указанными сенаторами, а подготовлен, допустим, в недрах Администрации президента, то и движение его по парламентским коридорам будет более чем стремительным.
Повторимся, увидеть это можно будет по итогам завершающего этапа работы Госдумы. Что характерно, сами сенаторы не сподобились пока хоть где-то и как-то прокомментировать смысл нововведений, кстати, юридическое сообщество и практики на службе тоже хранят по данному вопросу молчание. То ли со всем согласны, то ли что, но никаких вообще комментариев обнаружить не удалось!
Если честно, все это очень сильно напоминает судьбу еще одного законодательного акта, подписанного, кстати, президентом тоже 9 марта. Мы, конечно же, о законе, согласно которому теперь компании сотовой связи в обязательном порядке должны будут блокировать предоставление своих услуг и блокировать сим-карты абонентов по обращению центральных органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), либо её, службы, территориальных подразделений. Закон о блокировке звонков из тюрем, зон, СИЗО и прочих учреждений такого рода, повторимся, накануне подписал Владимир Путин.
Пикантность здесь в том, что вообще говоря, сидельцам в СИЗО и так было запрещено всегда пользоваться услугами мобильной связи и интернета. Тогда, скажите на милость, что подписал президент и что появилось на портале правовой информации 9 марта 2021 года? Запрещение, выходит, уже запрещенного и предписание сотовым операторам пресекать любую активность из мест не столь отдаленных, раз уж сами тюремщики и надзиратели не могут справиться с проблемой?! А как это собираются исполнять? Чтобы совсем разъяснить ситуацию, добавим, что все это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Например, при исполнении закона о блокировке сим-карт повышаются операционные расходы операторов, растут издержки.
Константин Калачёв, руководитель "Политической экспертной группы", объясняет, с чем может быть связан такой законотворческий зуд.
"Никогда эта гонка запретов и ограничений не остановится, высшей элите все кажется, что этими запретами можно что-то остановить. Любая система стареет и приходит в упадок, и людям, управляющим сегодня страной, кажется, что можно за счет "подкрутить" и "завертеть" остановить время. Плюс личные фобии, страхи, переживания, даже паранойя, симптомы "осажденной крепости". Так что я боюсь, это может длиться довольно долго, на наш век может точно хватить", – рассуждает Константин Калачёв.
Собеседник добавляет, что страхи власти в этом смысле "удачно" накладываются на фантомные боли самого же населения про "лихие 90-е" и т.д.
"С одной стороны люди желают перемен, есть такой запрос. С другой, у многих совершенно определенно есть страх, чтобы не вернулись времена как после развала Союза, нищеты и падения экономики", – добавляет эксперт, замечая, впрочем, что многие приближенные к власти люди, не высший состав, но уровнем чуть ниже, отлично понимают, что происходит. И страхуются очень давно.
"У кого-то бизнес появляется в Европе, семьи и дети у многих там давно, те, кто понимает, а главное, имеет возможности, они давно там плацдармы создали для отступления. Режим на самом деле кажется крепким, но не все так считают, даже те, кто встроен в Систему. А, может, они в первую очередь так и считают", – говорит политолог.
Пожалуй, это и есть самое важное. Ведь основное имущество, изъятием которого озаботились вдруг три сенатора-силовика, давно уже находится там, откуда в Россию выдачи нет. Что делать с этой проблемой – никто ничего не предлагает.