Люди бегут из крупнейших регионов и даже из городов-миллионников
Население бежит из регионов России, отток людей заметен уже даже не из депрессивных и бедных регионов, но и из считавшихся ранее стабильными "середнячками". Миграционные процессы внутри российских субъектов также не вызывают оптимизма, через пару десятилетий (а может и раньше?) ситуация с "ржавым поясом" в США с заброшенными городами-призраками и поселениями может повториться и в нашей части Евразии, скажем прямо – все идет именно к этому.
Что происходит и есть ли какой-то выход из создавшегося положения вещей, разбиралось Накануне.RU.
"Гулящие люди"
Сразу поясним, что мы в этом материале не претендуем на всестороннее исследование вопроса, тем более что, как нам кажется, имеет смысл подождать хотя бы предварительных итогов переписи населения страны. Мероприятие заявлено на осень 2021 года, следовательно, какие-то оперативные, но далеко неполные данные, могут появиться уже к новому, 2022 году. И, видимо, не обойдется без сюрпризов, которые могут как приятно удивить, так и разочаровать. Мы же сейчас обратим внимание на отдельные цифры и факты, которые сегодня известны и которые черпаем мы из официальных и открытых источников.
Мы рассказывали в прошлом месяце о данных Росстата, выкладки которого о смертности, рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни в России многие специалисты назвали "катастрофой". Иначе потерю 700 тыс. (!) человек в мирный и точно неголодный 2020 год охарактеризовать действительно сложно, при том, что как отмечают сами же статистики, и на ковид все это не спишешь. Пандемия, вернее, причины роста смертности лишь на 32% были отнесены к коронавирусу. Остальной рост объясняется чем угодно, но не ковидом. Так что, повторимся, списать на болезнь этот чудовищный провал точно не получится.
Двигаемся дальше: опубликованы данные по оттоку и притоку населения в российских регионах. Цифры, если честно, прямо-таки удручающие, за исключением некоторых крупных регионов, прежде всего в центре, на юге страны и в северо-западном "кусте" (это, конечно, Санкт-Петербург и ближайшие районы Ленинградской области, но уже у соседей в Новгородской области или в Карелии дела плохи). Похоже, пока ни власти, ни само население не осознают масштаб проблемы, а зря.
Очень скоро может оказаться так, что есть несколько "островков жизни" вокруг столиц и пары периферийных центров и есть вся остальная огромная страна, населенная неработающими пенсионерами, детьми и деклассированными элементами.
Например, наибольший отток населения за 2020 год зафиксирован в "благополучной", казалось бы, на первый взгляд Омской области, уехало свыше 10,3 тыс. человек. Омск – это вообще-то город-миллионник, если кто забыл, с развитой когда-то машиностроительной отраслью, нефтехимией и т.д. И население – бежит очертя голову! Отток из Иркутской области за год составил более 7 тыс. человек, из Приморского края – 6,2 тыс., Челябинская область потеряла из-за миграции 2,7 тыс. Сплюсуйте эти цифры хотя бы на ближайшие 5-10 лет, прибавьте сюда ту самую естественную убыль, и картина станет вполне себе апокалиптической, а это картина, характерная для подавляющего числа российских регионов!
Список можно продолжать и продолжать, нам тут кажется наиболее занимательным вопрос не о том, кто и куда уезжает, это тоже известно, гораздо интереснее, а как эти все уехавшие устраиваются на новом месте?
В средневековой Руси и позднее, в эпоху империи, был, как известно, термин "гулящие люди", люди, стремившиеся по тем или иным причинам выйти из-под опеки государства и строить собственную жизнь без присмотра чиновника или барина. Есть важное отличие дня сегодняшнего от тех времен – тогда люди бежали на окраины страны из многолюдных административных центров, осваивая безлюдные земли что в Новороссии, что в Сибири. Сегодня наоборот, решающие переехать едут как раз в центр (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский, Ставропольский края, стал популярен самый западный анклав – Калининградская область) в надежде получить работу и, как следствие, получать "столичные" доходы и удовольствия от жизни.
Столичная штучка
Накануне.RU поговорило об этих центростремительных тенденциях с Юрием Крупновым, председателем набсовета Института демографии, миграции и регионального развития, членом федерального совета "Партии Дела".
– Когда мы сегодня видим эти цифры, отток населения даже из внешне благополучной Омской области, что можно сказать? И, кстати, как можно оценить так широко разрекламированный властями "дальневосточный гектар", если даже из крупных городов люди срываются и уезжают?
– Нет, давайте это все-таки разделять, это разные вещи! "Дальневосточный гектар" с самого начала отдавал PR-акцией, для чего это все затевалось и что хотели получить, это к Правительству. Вполне, кстати, допускаю, что кому-то из граждан эта программа и помогла, и хорошо, что помогла! Но мы должны смотреть не на отдельных счастливчиков, а в целом. И вот в целом результат такой, какой имеем.
– Еще можно объяснить, когда люди, скажем, из Рязанской или Курской области переезжают в Москву, это понятно. Но если уезжают из Омска? Они куда едут? Москва же не может им всем предоставить работу, тем более жилье, эти люди куда деваются? И что делают в Москве? Курьерами работают? Возьму поближе пример – отток фиксируется в Челябинской области, а, скажем, в соседнем Екатеринбурге небольшой, но рост населения.
– Люди уезжают в крупные центры, где идет жизнь. Вы говорите, что "подросло" в Екатеринбурге, а выросла в целом Свердловская область? Не думаю, процессы примерно всюду одинаковые.
– Ну да, люди уезжают из деревень и поселений, на первом этапе – в окрестные города, кто-то потом перебирается еще дальше, и окончательная точка для многих – столицы. Так получается?
– Привлекают точно Москва и область, это, конечно же, Санкт-Петербург, еще пару-тройку мест можно назвать. И мотивы населения можно понять – если бюджетная обеспеченность в Москве на одного человека выше примерно в 13 раз, чем в том же Омске, то выбор-то будет очевиден! И не забывайте, мы просто говорим о бюджетной обеспеченности, есть такой показатель, но есть же еще и разного рода внебюджетные траты, они также огромны!
И имеем такой результат – ни один даже самый благополучный и богатый регион просто несопоставим по уровню жизни с Москвой и Подмосковьем. А уровень жизни – это не только зарплата, это и образование, и медицина, и театры, если хотите, весь набор возможностей и развлечений, которые сегодня мегаполис может предоставить человеку.
– Центр просто вытягивает из регионов не только деньги, но и людские ресурсы?
– Да, происходит "обезлюживание" территорий, это заметно даже не по Сибири, это и в центре России уже заметно. Все стремятся в Москву, как когда-то чеховские три сестры. И тут положение не спасти никаким "дальневосточным гектаром" или аналогичной придумкой. Менять надо кардинально политику, но прежде – идентифицировать проблему. И поставить цели, а этого нет и не предвидится.
– А что вы предлагаете?
– Давно перезрел вопрос о переносе столицы куда-нибудь подальше за Урал, да хоть в тот же Омск… Я, конечно же, сейчас чисто теоретически рассуждаю. У нас огромная территория страны, на которой проживает недопустимо малое количество населения. Более того, происходит то, о чем вы и говорите – люди стягиваются, концентрируются в нескольких точках, остальные территории фактически пустеют. Это чем закончится? Как раз надо уходить от идей XX века о глобальных мегаполисах как концентрации рабочей силы и ресурсов, нам нужно осваивать свои земли. И не в Москве, не в Санкт-Петербурге, а за Уралом и дальше, в Сибири и на Дальнем Востоке. И сделать это можно лишь усилиями всего государства, а не программой "дальневосточный гектар".
– Кстати, пару лет назад Сергей Шойгу как глава "Русского географического общества" предлагал такую идею – о переносе столицы в настоящий, географический центр страны, то есть в Сибирь. Вы сторонник этой идеи?
– Да, давно уже предлагал и предлагают идею "размосквичивания", если хотите. Не могут нормально управляться из Москвы такие огромные территории, как у нас, просто нет таких технологий и таких людей. Плюс то, о чем мы и говорим – люди уезжали и будут стремиться уезжать из любого места ближе к столице. Это объективный процесс! Здесь даже не конкретная географическая точка важна, необходимо поменять в целом вектор развития.
– Есть понимание того, кто и когда этим займется?
– В том-то и дело, что нет! Я больше скажу, вот тридцать лет мы строим что-то, а что получилось, кто-то может сказать? У нас сейчас что – капитализм? Но если это капитализм, то он какой-то живодерский. А что хотели построить? И так везде и всюду, куда ни посмотри!
Вопрос же, повторюсь, не в том, чтобы взять и столицу куда-то машинально перенести. Это инструмент для дальнейшего развития страны, а не самоцель! Опять приходим к целям и идентификации проблемы – а что, собственно, мы хотели бы получить? Совершенно ясно же, что нынешний вариант капитализма абсолютно не подходит для развития страны, но тогда встает вопрос – а какой подходит? И вообще, капитализм надо строить или что-то еще? Но это отдельный разговор…
***
Вернемся к тому, с чего начали – стоит подождать официальных итогов переписи населения, показатели потом будут считаться и оформляться еще пару лет, но предварительные итоги появятся раньше. Остается добавить для понимания картины в целом: на конец 2019 года в городах проживало в России 74-75% населения (при общей цифре в почти 146 млн), в стране насчитывается 15 городов-миллионников. И все, как мы сказали, может измениться уже достаточно скоро.