Илья Гращенков: Праздник в "Лужниках" стал путинским ответом и Байдену, и Навальному
Вечером 18 марта стадион "Лужники" оказался полностью забит гражданами, которые праздновали воссоединение Крыма с Россией вместе с Владимиром Путиным. Понятно, что это важная дата в истории страны, однако все-таки странно, что любые, даже самые малочисленные митинги режим может запретить под предлогом ковида, а организаторов оштрафовать, если противовирусные меры не были соблюдены, а тут…
А тут нужно ответить всем обидчикам сразу – и Байдену, и Навальному, и внутриполитическим оппонентам, поэтому и стала возможна эта "Поклонная 2.0". Своим экспертным мнением о происходившем вчера в "Лужниках" с Накануне.RU поделился политолог Илья Гращенков:
– Насколько я понимаю, рассадку сначала собирались все-таки делать через одного, как полагается. Но всю эту историю, видимо, обрушило заявление Байдена в отношении Путина, поэтому решили повысить градус патриотизма – дескать, люди ломанулись поддерживать президента, и никакая рассадка им не помешала в этом.
Не знаю, как должна отреагировать власть, должны ли быть осуществлены какие-то формальные подходы к организаторам мероприятия. Может быть, действительно, какие-то штрафы будут, раз уж не разогнали.
У нас есть несколько системообразующих праздников – это 9 мая, День народного единства и день воссоединения с Крымом – можно сказать, "персонифицированный" путинский праздник, поэтому он по праву на нем выступает как такая политическая доминанта. Я думаю, что до десятилетия это событие будет отмечаться с таким же размахом, невзирая на всякие вирусы и пандемии.
Очевидно также, что с точки зрения коронавирусных ограничений случившееся в "Лужниках" – это формализм, и люди на самом деле не сильно соблюдают все эпидемиологические нормы. Можно вспомнить, как на улицах людей ловили за отсутствие QR-кодов, а потом в метро собирали очереди к кассам. Понятно, что это такой бюрократический оксюморон, когда за одно бьют палкой, а за другое – более худшее – никто ничего не делает. Ну, вот такой штрих правящего бюрократизма.
Тем не менее пару слов надо сказать в целом про крымскую историю – понятно, что праздновать его присоединение – это важный жест, потому что в реальности этот "Крым наш" так и не обернулся "Крымнашем" для чиновников и бизнеса, и в Крыму по-прежнему нет каких-то ведущих российских компаний, они скрываются под смежными названиями, не присутствуют мобильные операторы, не работают банки и все те, кто боятся санкций. Поэтому компенсировать эту двойственность призваны вот такие патриотические мероприятия. Как минимум картинка есть, по телевизору транслируется, и этот настрой передается большой части населения.
С другой стороны, это еще и ответ Навальному. Он не то чтобы запоздалый – то есть в принципе, когда вышло расследование про дворец, то потом даже официальные социологические службы замеряли снижение президентских рейтингов, а с ним и рейтингов партии власти, власти в целом, тогда же звучало, что может быть организована некая новая "Поклонная", но ее не случилось. А после этого сразу прозвучали призывы максимально сплотиться всем, кто себя отождествляет с путинским режимом, вокруг его персоны. И вот вчера же после Байдена многие ура-патриотические группы, личности тоже призывали сплотиться.
И вот этот патриотический посыл обрел максимальное звучание вот в этом крымском празднике. Может быть, он вообще изначально и не планировался такой масштабный, но я думаю, что сыграли свою роль и очередная эскалация, которая потребовала показать, будто все поддерживают президента, и все это происходит на фоне внутреннего противостояния, лицом которого по-прежнему пока остается Навальный. Поэтому все это – такая ответка череде событий. Нельзя сказать, что она запоздалая, она, скорее, длящаяся во времени. Думаю, еще не раз она будет продемонстрирована.