"Хлопковое дело": почему война западных компаний с Китаем — это харакири
Торговая война Китая и Запада приобретает новое измерение. Известные бренды одежды, такие как H&M, Adidas, Nike, выступили с заявлениями, осуждающими использование принудительного труда в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР и на этом основании отказались работать с местными поставщиками хлопка. Вскоре продукция H&M исчезла из ассортимента китайских интернет-магазинов, а в китайском сегменте Интернета развернулась кампания в поддержку синьцзянской продукции. Новые санкции и контрсанкции не за горами, но теперь против Пекина выступают не государства и правительства, а отдельные компании. Причём под угрозой не только экономика Поднебесной, но и зарубежные покупатели одежды — сложности на этом рынке грозят обернуться удорожанием и ухудшением качества. Подробности — в материале Накануне.RU.
Первое, что стоит отметить — все компании, внезапно обеспокоившиеся правами человека в СУАР, являются членами Better Cotton Initiative ("Инициатива лучшего хлопка"). Это неправительственная организация, созданная с весьма благими намерениями. Она следит за тем, чтобы при производстве хлопка соблюдались экологические и этические стандарты, например, не использовался детский труд.
Издание The Global Times отмечает, что к концу 2019 года в BCI было более 1840 членов по всему миру, охватывающих всю глобальную цепочку поставок хлопка, от фермерских организаций до розничных продавцов и брендов, включая транснациональные корпорации. Лицензии BCI имеют фермеры в 21 стране, в 2018 г. таким образом контролировалось 19% (почти пятая часть!) мирового производства хлопка. Такое сырьё используется для производства одежды известных и ходовых брендов, в общем, участие в неправительственной организации и соблюдение её правил открывало доступ на лакомый кусок рынка. Этим пользовались и китайские производители и поставщики, работавшие для западных рынков.
Сотрудничество идёт с 2013 г., причём ранее много лет, даже тогда, когда была на слуху тема "лагерей перевоспитания" в СУАР, никаких претензий по этому поводу у организации не возникало. Возможно, сейчас её эксперты получили какие-то данные о принудительном труде синьцзянских хлопкоробов? Или пропал доступ на поля и прядильные фабрики и в BCI заподозрили нечто странное? Нет, во всяком случае никаких доказательств с конкретных производств не представлено.
Во-вторых, производство хлопка действительно связано с одним из самых проблемных районов Китая — Южным Синьцзяном. Промышленное развитие здесь относительно слабое, высока безработица, но как раз посевы хлопчатника являются одним из флагманов местного народного хозяйства — данные отраслевой аналитики показывают, что под хлопковые поля занята треть пахотных земель, они обеспечивают 3/5 доходов фермерам. Здесь действительно широко используется ручной труд — в прошлом году Северном Синьцзяне механизировано 90% хлопковых полей, тогда как на юге региона — лишь 40%. Но, опять же, нет никаких данных о том, что это не просто ручной труд, а именно подневольный.
В 2017 г. правительство ввело систему твёрдых закупочных цен сроком на три года. Это мотивировало крестьян выращивать именно хлопок. На Синьцзян стало приходиться 70% внутрикитайского и до 10% мирового производства данной культуры. Год от года растёт и процент высококачественного хлопка, а раньше именно такое сырьё для производства дорогих товаров КНР даже приходилось ввозить из-за рубежа. Китайские источники признают оборотную сторону этого процесса — рост посевных площадей под хлопок обернулся сокращением земель для выращивания других растений, особенно продуктов питания. А механизация стала сокращать потребность в рабочей силе, что негативно отразилось на ситуации с занятостью, и без того непростой. Но, логично предположить, что хлопковые поля — наоборот желанное место для трудоустройства. Даже в серии репортажей западных СМИ, описывавших центры перевоспитания как концлагеря, труд на плантациях не фигурировал.
В общем, сейчас китайские производители рискуют лишиться доступа к наиболее платёжеспособным рынкам. Всегда остаётся внутренний спрос, но в целом грядущая дезорганизация не сулит ничего хорошего мировой торговле. Компании, ввязавшиеся в антикитайские политические акции, сделали себе харакири, считает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
"Скорее всего их заставили это сделать, пригрозили им санкциями, если они добровольно на это не пойдут. Думаю, это происходит под таким давлением, что называется, под наведённым стволом. Представить себе, что в здравом уме любого уровня менеджмент таких компаний откажется сотрудничать с Китаем — просто невозможно. Судя по тому, как развивается компания BLM и другие, они почувствовали, что против них начнётся массовая истерия и выпустили эти вещи против Китая. Но они выбрали не ту сторону в этом конфликте. Им бы лучше с Китаем и с потребителями вместе идти. А дальше что они будут делать? Китай выйдет на весь мир со своими брендами и задавит их демпинговыми ценами, вот и всё", — заявил эксперт Накануне.RU.
"Теоретически можно представить, что начнётся тотальная война с полной отменой всех существующих правил, но аналогичные санкции введёт и Китай, он будет выставлять зеркальные санкции поставщикам других товаров на китайский рынок, и они взвоют. Кстати, это было уже при Трампе. Если Запад объявляет тотальную войну, то значит, будет полная перестройка и демонтаж всего. Но рынки никуда не денутся. Особенно огромный китайский рынок. Добавьте сюда сразу Россию, Иран, Турцию — те страны, которые никогда не присоединятся к санкциям против Китая. Вопрос только в том, как проводить между ними расчёты, но тогда произойдёт переход на другие варианты, в том числе на синтетические валюты. Этот переход уже сейчас достаточно подготовлен", — полагает Сергей Санакоев.