Съезд КПРФ: триумф Зюганова и неопределённость в рядах
Cъезд КПРФ, посвящённый прежде всего подготовке к выборам в Госдуму, стал привлекать повышенное внимание задолго до своего начала. Более того, предстоящая избирательная кампания оказалась лишь второстепенным сюжетом. Основной интригой стали структурные изменения внутри партии. От того, произойдут ли они, зависело гораздо больше, чем судьба конкретных выборов. Под вопросом и статус крупнейшей левой силы, а возможно, и в целом сохранение КПРФ как единой структуры. Однако итоги съезда чем-то напомнили ситуацию с недавним президентским посланием, незадолго до которого многие ждали эпохальных шагов вроде войны на Украине или интеграции с Белоруссией, а реальность оказалась куда скромнее. Подробности — в материале Накануне.RU.
Одним из самых актуальных на съезде был вопрос о смене руководства. Геннадий Зюганов возглавляет КПРФ с 1993 года, с самого момента создания партии. Слухи о его возможном уходе появлялись и раньше. В 2018 году Зюганов не стал баллотироваться на выборы президента, тогда от совместной с патриотическими силами коалиции выдвинулся беспартийный Павел Грудинин. Результат оказался не слишком впечатляющим, меньше, чем традиционно набирал бессменный глава Компартии. И это могло стать одним из аргументов в пользу несменяемости. Тем более, что ближайший конкурент КПРФ — ЛДПР вообще является вождистской структурой, её существование в принципе трудно представить без харизмы Владимира Жириновского. "Справедливая Россия" гораздо моложе, но также неизменно находится под руководством Сергея Миронова.
И действующая власть в этом отношении не отличается от оппозиции — функционеры в высших эшелонах много лет меняются местами, но практически не выпадают из обоймы. В итоге у людей сформировался запрос на новые лица. Причём это касается не только избирателей, но и членов партии. Интернет-петиции с требованиями перемен в КПРФ можно было бы считать инициативой отдельных активистов, но их поддерживают целиком некоторые первичные отделения. Нередки и скандалы, когда активная молодёжь выступает против руководства на местах вроде того, что произошло в Свердловской области, когда часть комсомольцев ушла в партии, которые принято называть спойлерами. В общем, несменяемость руководства приводит к тому, что в КПРФ постоянно происходят интриги и расколы. В такой ситуации сложно думать о том, чтобы ещё и сплотить вокруг себя действенную коалицию левых сил.
Немало шума наделал вброс записи трёхлетней давности, на которой губернатор Иркутской области Сергей Левченко и первый секретарь Московского горкома КПРФ Валерий Рашкин якобы обсуждали совместную борьбу против одного из зампредов ЦК КПРФ Юрия Афонина.
Последнего часто называют вероятным преемником Геннадия Зюганова на посту лидера партии. По мнению недоброжелателей, Афонин поддерживает слишком тесные контакты с Администрацией президента, и при нём КПРФ может полностью перейти под ручное управление властей. Противники же Левченко и Рашкина обращают внимание на их, якобы, готовность сотрудничать с Алексеем Навальным, что для членов системной партии является недопустимым. Правда ли имел место такой разговор, или же это подделка — н известно, но сам факт публикации этого видео накануне съезда свидетельствует о том, что какой-то конфликт интересов между различными группами внутри КПРФ существует.
Поддержка Навального — ещё один скользкий момент. Попытка пригласить скандального блогера на круглый стол в Мосгордуму стоила партбилета депутату Елене Шуваловой. При этом в регионах местные организации, не говоря уж о рядовых членах, зачастую принимают участие в мероприятиях навальнистов. В парламентах разных уровней есть категория беспартийных депутатов, состоящих во фракциях КПРФ и открыто работающих со штабами Навального. По ним никаких организационных взысканий принять невозможно, но в отношении партийцев такое обвинение в любой момент может стать поводом для политической расправы.
Ещё одной интригой, предшествующей мероприятию, стал возможный приход в партию Захара Прилепина, движение которого ранее вступило в коалицию со "Справедливой Россией".
Однако громких сенсаций не произошло. Прилепин не приехал. Геннадий Зюганов выступил с отчётным докладом, в котором о внутренних проблемах партии не упоминал. Его переизбрание на посту генерального секретаря ЦК поддержали единогласно. Павел Грудинин рассказывал о народных предприятиях как альтернативе капиталистическому пути. Выступил на съезде и Валерий Рашкин, однако ему и Сергею Левченко в итоге не нашлось места в новом составе президиума. Впрочем, губернаторство Левченко в Иркутской области Геннадий Зюганов вспомнил, перечисляя успехи региональных отделений партии.
С одной стороны, удалось продемонстрировать единство и отсутствие раскола, с другой — все насущные проблемы остались нерешёнными. В президиуме при этом усилилась группа Афонина, например, в его состав вошел персек свердловского обкома Александр Ивачев. С учетом того, что мы уже писали о ситуации в этом региональном отделении, выводы можете сделать сами.
Социолог Борис Кагарлицкий обращает внимание на то, что президиум пока недоукомплектован, и "опальных" партийцев теоретически ещё могут ввести в его состав летом, на втором этапе съезда. А могут и не вернуть и попытаться столкнуть и с тех позиций, которые они имеют у себя в регионах.
"Всё абсолютно неопределённо, двусмысленно и неокончательно. Но мне кажется, что это вообще симптом нашего времени, нашего политического момента. Никто нигде и ни на каком месте неспособен или не решается предпринимать никаких необратимых окончательных решений. Никто и не собирается проблемы решать. Их заметают под ковёр, и это вполне логично. Если бы кто-нибудь какие-нибудь проблемы собирался решать, то вообще вся политика в России была бы другой. Но, что во власти, что в оппозиционном истеблишменте, никто никаких проблем решать не собирается. Собираются жить как-то так, чтобы на них не обращали внимания", — рассказал он Накануне.RU.
Победу на съезде одержала консервативная, более лояльная Кремлю группа, что, в общем, не стало сенсацией.
"Это устраивает верхушку КПРФ, потому что главная задача состоит не в том, чтобы удержать в хорошем состоянии партию, а в том, чтобы не поссориться с администрацией. Именно от этого, а не от того, сколько людей за них проголосует, зависит то, сколько мест они получат в Госдуме, они это прекрасно понимают и действуют абсолютно рационально и по-своему эффективно. Это устраивает Кремль, потому что чем слабее, чем беспомощнее и чем менее дееспособна партия, тем лучше, потому что оппозиция должна быть ни на что не годной. Это, как ни странно, в какой-то степени устраивает и радикальное крыло партии, потому что их пока не выкинули, им оставляют возможность работать под брендом КПРФ, а под другим брендом их начнут сажать или прессовать. Оппозиционеры на разрыв не идут, и это тоже рационально и понятно", — считает Борис Кагарлицкий.
Единственные недовольные здесь — это рядовые члены и сторонники КПРФ. Активисты, ещё недавно размышлявшие о возрождении Компартии, поняли, что развития не будет. "Теперь партии можно памятник заказывать", — думают одни. Другие в беседе с Накануне.RU отмечали, что теперь им с КПРФ не по пути, и необходимо создание новой организации.
Некоторые полагают, что массовый исход из партии неизбежен, даже не в виде политического протеста, а от невозможности что-то делать. И эта безжизненность гораздо страшнее. Партия может быть более или менее радикально настроенной, но она должна быть живой, так считает немало активистов на местах.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.