Борьба со своими вместо чужих: о фильме "Девятаев"
Через несколько дней на российские экраны выходит фильм об истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева, летчика-истребителя, который сумел сбежать из немецкого плена, угнав вражеский самолет. Корреспондент Накануне.RU побывал на закрытом показе фильма Тимура Бекмамбетова о подвиге советского человека. Просмотр организовала компания BY.
Лента смотрится скорее как неправдоподобный боевик, чем кино, посвященное реальным историческим событиям. Вот только совсем молодой Девятаев показан в самом начале Великой Отечественной, а вот он уже взмывает в небо и попадает в тот самый переплет, после которого окажется в плену.
Актерская игра Павла Прилучного безукоризненна. Он вжился в роль настолько, что, кажется, никогда и не играл изнеженного московского мажора современности. Его мимика по-настоящему геройская, а в улыбке — тень легкой грусти, которая присуща военным, всегда готовым умереть.
Тимур Бекмамбетов, не изменяя своим традициям (как в фильмах "Ночной дозор", "Дневной дозор") приправил историческое кино элементами блокбастера: сцена падения бомбы в немецкий ангар, где Девятаев заводил немецкий самолет, была выдумана. Также примечательно, что в анонсе к картине указано, что побег состоялся летом 1944 года. На самом деле история случилась зимой победного 1945 года.
На этом неточности не заканчиваются: так, например, тот самый немецкий самолет, на котором бежал Девятаев и его команда, хранился в современном военном ангаре. Также Прилучный в кино совсем не похож внешне на реального Девятаева в молодости.
Не добавляют правдоподобности и такие, например, вещи, как кормление колбасой пленных в немецком лагере.
А основной канвой почему-то оказывается противостояние Девятаева с выдуманным персонажем — летчиком Лариным. Режиссер намекает на то, что в войне советский народ прежде всего боролся не с чужими, а со своими. Этим сценам посвящен практически весь фильм. Но постойте. Противниками были фашисты. Ужасы немецких концлагерей, описанные в книге мемуаров "Побег из ада", просто потрясают, однако по фильму в лагерях какие-то совершенно шикарные условия. Нет, товарищ Бекмамбетов, священная война не была боем советского народа со своей же тенью.
Герой Прилучного также позволяет себе в немецком лагере такие дерзости, за которые бы его давно расстреляли в реальном заточении.
История побега Девятаева не будет выглядеть столь невероятной, если перечислить ряд точных исторических деталей: например, в день побега 8 февраля 1945 года группу Девятаева в составе 10 человек охранял лишь один конвоир. Все потому, что войска Красной армии были уже совсем недалеко, и многие немцы, согласно историческим источникам, готовились эвакуироваться.
Но есть и удивительный факт, который и вовсе вернул летчика Девятаева в небо. Еще в сентябре 1941 года самолет летчика был подбит, а сам он получил тяжелое ранение. Затем медкомиссия признала пилота непригодным для дальнейших полетов на истребителях. Однако все же будущий герой как-то возвращается в истребительную авиацию. Как именно — история умалчивает. Одной из версий является то, что любитель небесных пируэтов повстречал своего прежнего командира.
Кстати, факт возвращения Девятаева за штурвал очень похож на историю камбэка в небо другого героя — Григория Речкалова.
Саундтрек картины в виде кавера от Тилля Линдеманна песни Марка Бернеса "Любимый город", на мой взгляд, выбран неудачно. Для такой динамичной и жесткой картины подошло бы, наверное, что-то более динамичное.
Вопреки "традициям" современного кино, в "Девятаеве" не показаны "ужасы режима" в виде проверки, которой подвергся герой после возвращения из плена. Впрочем, таковы были реалии сурового военного времени, касались они всех, даже героев. И, видимо, "лимит" на "борьбу со своими" авторам уже и так показался превышенным. И так оно и есть.
Редакция Накануне.RU благодарит компанию "BY" за приглашение на показ
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.