Первомай: труд есть, а где рабочая солидарность?
Первомай, кажется, всегда был нашим родным праздником – традиция берет свое начало из революционной России и живет до сих пор. Но вообще все началось с конца 19 века с демонстраций в США, где колонны рабочих требовали 8-часовой рабочий день и нормальные условия труда. Известно, какой стране удалось впервые придать труду современные, цивилизованные очертания (и это были не Штаты), однако суть не в этом, а в том, что изначально Первомай – это праздник действительно международный.
Сегодня официально это Праздник весны и труда, однако он не всегда носил такое название. В СССР это был День международной солидарности трудящихся со своими демонстрациями и парадами. А до 1970 года праздник именовался как День Интернационала. Но с развалом Советского Союза у новых элит появилось желание вычеркнуть солидарность трудящихся отовсюду. Поэтому с 1992 года в РФ праздник переименован в просто "Праздник весны и труда", в некоторых других странах СНГ это просто День труда, а в Казахстане – вообще "Праздник единства народа Казахстана".
Что сегодня происходит с международной солидарностью трудящихся, существует ли она вообще и как себя ощущает рабочее движение? Что мы празднуем сегодня? Об этом в беседе с Накануне.RU рассуждал журналист, автор "Агитации и пропаганды" Константин Сёмин:
– Солидарности в международном масштабе уже нет, нужно смотреть правде в глаза и говорить об этом честно. Нет такой солидарности ни за границей, ни у нас, к большому сожалению. И связано это, как мне кажется, не только с ударом, который был нанесён по мировому рабочему движению с гибелью Советского Союза. Ведь за те 70 лет, что Советский Союз существовал, удалось добиться многих завоеваний и привилегий, на которые вынуждены были идти капиталисты развитых стран, оглядываясь на СССР. И вопреки этому, сейчас рабочий ещё пребывает в сонном состоянии и не чувствует смертельной угрозы, которую несёт для него капиталистическая эксплуатация.
Несчастия рабочих и в нашей и других странах не достигли ещё пика, не довели ситуацию до точки кипения, за которой, как мы помним по началу 20 века, рабочим просто нечего терять. Пока эта ситуация ещё не сложилась, но кризис обязательно до этой ситуации дело доведёт. И пробуждение рабочего класса, с моей точки зрения, неизбежно – это будет сопровождаться потрясениями, конфликтами, большими социальными столкновениями и драмами. А пока мы и весь мир, на мой взгляд, катимся, ещё используя инерцию советского времени. Если говорить о наших людях, то это проявляется хотя бы в том, что многие у нас получили от советской власти жильё, им есть, где спрятаться от непогоды, даже в случае, если тебя увольняют или нещадно эксплуатируют.
И вот эти "подушки безопасности", сдувающиеся все 30 лет и ещё до конца не сдувшиеся, служат своеобразным барьером между жестокой реальностью и самими рабочими. А когда и этих барьеров не останется, станет ясно, что или тебя съедят, или ты, наконец, очнёшься и начнёшь солидарно, коллективно отстаивать права трудящихся. Тогда люди поймут, что никто, кроме них, не в силах и не в праве будет их защитить. Но эта ситуация ещё не сложилась.
К тому же мы наблюдаем разгром рабочего движения по всем фронтам. Я думаю, что наша страна по организованности этого движения находится в самом хвосте – даже имитации его сегодня не ведётся и не наблюдается. Это, конечно, ставит нас в очень неприятную шеренгу, где среди соседей мы можем видеть самые реакционные, самые пещерные, живодёрские режимы, где у трудящихся вообще не осталось никаких прав. И вот именно это и происходит сейчас с нами.
Вместо этого во многих странах людям предлагают солидарность с правящей властью, сплочение вокруг "национального лидера". Тут и наш День народного единства, и День единства народа Казахстана – это всё одна и та же история. Чувствуя затылком дыхание кризиса, руководящие слои элиты пытаются сделать всё, чтобы упрочить своё положение, внушить людям, находящимся внизу, что им нечего делить с теми, кто обосновался наверху, что отечество одно, родина одна, и этой родине что-то обязательно угрожает: внутренние враги, изменники, предатели и внешние супостаты, поэтому мы должны отставить противоречия, забыть о несправедливости и сплотиться вокруг чего-нибудь – для того чтобы, не дай бог, эта конструкция не пошатнулась. Это делают абсолютно все – и в Америке, и в Германии, и во Франции, и в России, и в других странах мира. Мы тут не исключение.
Поэтому было бы странно, если бы Первомай у нас проходил по-другому – если бы проводились митинги и демонстрации с классовыми лозунгами. К сожалению, неоткуда взяться этой левой повестке, если нет настоящего рабочего движения.