Гречка снова "упала" с полок на голову Правительства
Правительство РФ ввело новые меры госрегулирования цен на продукты, в этот раз — чтобы не допустить роста стоимости гречки. Кабмин установил временный запрет с 5 июня по 31 августа на вывоз из России этой крупы. Между тем инфляция в целом продолжает "переть" вверх, в Центробанке говорят, что все закончится во втором полугодии, но в это мало кто верит, включая тех, кто делает подобного рода прогнозы.
Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина и её заместитель Ксения Юдаева отмечают проблемы, во-первых, с разгоном цен — начиная с конца прошлого года, во-вторых, с методиками подсчетов. И самое печальное, что пока никто не дает никаких гарантий по поводу того, что к декабрю рост инфляции уложится в заявленные ранее 4,5% - 5,3%. Видимо, такой "красоты" точно не будет, весь вопрос, насколько все будет хуже?
Что же ждет потребительский рынок в ближайшие месяцы и какие еще неприятные "сюрпризы" могут караулить потребителей и обывателей?
Все хорошо, прекрасная маркиза?
Вообще, апрель оказался богатым месяцем на заявления разного рода ответственных лиц. Поясним сразу – пользоваться мы будем исключительно официальными данными, но включим, конечно же, отдельные мнения и дадим оценку отдельных независимых центров.
"Инфляция сохранится на плато до середины года, во втором полугодии по исчерпании разовых факторов начнется замедление", — как обычно витиевато выразилась Набиуллина по итогам апрельского заседания ЦБ РФ, когда ключевая ставка была поднята до 5% (на 0,5 базисных пункта).
"Учитывая повышенные инфляционные ожидания и характер инфляционных процессов в целом, мы повысили краткосрочную оценку траектории инфляции. Если раньше мы считали, что годовая инфляция достигнет пика в марте и будет последовательно снижаться, то сейчас ожидаем сохранения годовой инфляции на плато вблизи значений первого квартала до середины года. Устойчивое замедление годовых темпов роста цен начнется во втором полугодии по мере исчерпания действия разовых факторов", — уверена главный банкир страны.
Если честно, никогда не было понятно стремление наших чиновников, особенно почему-то из экономического блока, выражаться прямо-таки птичьим языком. Возможно, что это как раз связано со стремлением сказать как можно меньше и как можно запутаннее. Чтобы после несбывшихся прогнозов, видимо, всегда можно было сказать — а вот, мол, мы же предупреждали!
Еще круче охарактеризовала положение дел на рынке и необходимость поднять ставку заместитель Набиуллиной Ксения Юдаева, необходимость эта была вызвана, по её словам, тем обстоятельством, что "потребительский спрос начал приобретать спекулятивный характер" (?!).
Почему это заявление так изумило многих? Да потому что в реальном выражении денежные доходы у большинства населения падают с 2013-2014 гг., это признают сами финансовые власти, потому что непрекращающаяся инфляция продолжает съедать добрую часть скукожившихся доходов у большинства, тогда, простите, о чем говорит Юдаева?
Всеми независимыми центрами фиксируются падение среднего чека потребителей после похода в магазин, многие потребители мало того, что покупают самые дешевые продукты, так и еще меньше их покупают! И по логике Юдаевой, кто эти люди, которые "спекулятивно" скупают что-то, что требует повышения ставки ЦБ, это олигархи что ли выстроились в очередь за гречкой?
"Есть ли у ЦБ возможность нивелировать данное обстоятельство (рост цен на мировых рынках на продовольствие, — прим.), приведшее к росту внутренних цен? Неужели вы всерьез рассчитываете подкрутить инфляцию ростом "ставочки"? Вы еще денежное предложение искусственно "подсушите", в точности, как перед дефолтом-98 года", — обрушивается на банкиров доктор экономических наук Никита Кричевский в своем тг-канале "Антискрепа".
Почему мы так подробно вынуждены остановиться на всех этих заявлениях и действиях российских денежных властей? Да просто потому, что регуляторные механизмы, включая инструменты денежно-кредитной политики и, например, политика Федеральной антимонопольной службы и политика Минсельхоза, таможенной службы, очевидно, впали в полный паралич и ступор. И, наверное, вместе с перманентным и резким ростом цен стоит обсуждать и действия власти, потому что рост цен — это все-таки последствия, а во втором случае — это как раз причина.
Корона российской инфляции
Итак, официальные данные за март 2021 года (апрель пока не подсчитан) — разгон инфляции до 5,78% в годовом исчислении. Это, повторимся, данные Росстата, есть другие показатели. Скажем, специалисты холдинга "Ромир", много лет ведущие наблюдения за ценами на потребительском рынке, настаивают, что уровень инфляции с начала года превысил 11%, а по сравнению с 2019 годом — все 18%. Речь идет именно о товарах повседневного спроса, мы не обсуждаем здесь автомобили люксового сегмента или даже квартиры. Речь о "магазинной" инфляции.
"Сейчас на рынок действует множество факторов, главным среди которых, видимо, продолжает оставаться пандемия коронавируса. Постепенно растет все в цене, но есть и другой момент. Я имею в виду, что много лет Правительство ставило себе в заслугу низкий уровень инфляции в стране, управляемый уровень, вспомните, во всех отчетах и у всех чиновников, начиная с главного, это всегда специально оговаривалось. Сейчас, очевидно, решено было немного отпустить вожжи, отсюда мы видим то, что видим", — рассуждает Андрей Песоцкий, доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ.
Эксперт уверен, что пока, с одной стороны, вроде как ничего страшного не происходит, хотя, по понятным причинам, рост цен в еженедельном режиме мало кого способен обрадовать. "С другой стороны, конечно же, показатели инфляции в 4,5% или чуть выше по году не будут достигнуты, но опять же, Росстат же считает. И вполне возможно, что именно Росстат будет настаивать, что все прогнозы Правительства сбылись, и все хорошо!" — добавляет Андрей Песоцкий.
"Ничего из декларируемых показателей, в том числе из заявлений Набиуллиной о плато, а потом и о снижении цен во втором полугодии, не будет достигнуто. Наряду с факторами высокой инфляции необходимо тут же рассматривать целую совокупность других негативных факторов, а это и низкие зарплаты, это и скрытая безработица в нашей стране, и много еще чего", — говорит Александр Одинцов, независимый аналитик-экономист.
Наш собеседник уверен, что наряду с некоторыми объективными факторами для роста цен, чем объясняют свое поведение производители и даже ритейлеры, действуют и обычные жадность и алчность. И с этим пока в самом деле мало кто понимает, как бороться. Даром что, если посмотреть на недавние годовые отчеты 2020 года у большинства представителей продуктовой розницы (от Х5 до "Ленты" и "Магнита" и прочих), то у них как раз все оказалось прямо-таки в "шоколаде" — выросла и выручка, но еще больше увеличилась прибыль! Несмотря на все локдауны и пандемию, несмотря на фиксацию падения среднего чека рядового покупателя в продуктовых сетях!
В связи с этим нельзя не пройти мимо недавнего заявления олигарха Олега Дерипаски, который 19 апреля в своем телеграм-канале жестко раскритиковал Росстат и его подсчеты количества бедных людей в стране. По мнению "санкционного" Дерипаски, бедных, а то и просто нищих людей в стране, не 17,8 млн, а все… 80 млн!
Конечно же, будем себе отдавать отчет в давней "любви" между Дерипаской и главой ЦБ, при любом удобном случае первый пытается "пнуть" руководство банка. Но и более независимые эксперты сильно сомневаются в расчетах что Росстата, что главных банкиров, тут весь вопрос в том, как и кем определяется граница бедности, если не прямо нищеты. Ну и заодно напомним, что тот же Росстат дает среднюю заработную плату по России чуть ниже, чем 50 тысяч рублей в месяц, так что удивляться уровню инфляции в 4,5%?
А Дерипаска, кстати, моментально после публикации затер свой пост про "80 млн бедняков" и циничное жонглирование статистикой, зато появился пост о разумной и эффективной политике Владимира Путина...