Лидер группы "СерьГа": Война цифровых магнатов и промышленников приведет к утилизации человечества
Известный рок-музыкант Сергей Галанин работает над новыми альбомами и постоянно экспериментирует. Корреспондент Накануне.RU встретился с лидером группы "СерьГа" во время приезда на концерт в Екатеринбург. Почему поводов для протеста в России все больше, а нового рок-бума нет; действительно ли коронавирус используют для запрета неугодных мероприятий; об отношении к ветеранам и к Дню Победы Сергей Галанин рассказал в интервью Накануне.RU.
– Сергей, здравствуйте! Для начала немного шуточный вопрос. Если бы вы изменили строчку известной песни группы "Тараканы!" про вас: "Что с тобою сделал русский рок, парень? Такой молодой и уже Сергей Галанин", то как бы она звучала?
– Добрый день! Лидер команды Дима Спирин играет же в панк-рокера, и здесь у него эта игра продолжается. А вот настоящий ты панк или играешь в него, для меня это не очень принципиально, и он имеет право так спросить. Кстати, перед тем, как выпустить эту песню, Спирин подошел ко мне и спросил разрешения насчет этого. Сделал это чисто по-дружески и по-товарищески, сказав: "Сереж, я вот такую песню написал. Ты не против?". Я сказал в ответ, что это отличная строчка, и она расширяет круг моей аудитории.
– В песне "Хоровод", которая мне очень нравится, как и весь альбом "Чистота", есть фраза: "Говорят: "На семь бед один ответ. Лишь бы совесть не брать напрокат". Назовите такие ситуации, когда вы чувствовали ее смысл в реальной жизни?
– Слава Богу, что меня никогда не пытались покупать за большие деньги, потому что я бы уже все продал. Пока я на своем месте и имею относительную независимость, я действительно счастливый человек. Я свободен в своем некоем смысле. Занимаюсь любимым делом. Для мужчины очень важно. Я очень рад, что мне не поступает предложений, чтобы моя песня прозвучала в политической кампании кого-либо. Я очень боюсь такого. Потому что мы все тщеславны.
– Сейчас отовсюду распространяется тенденция обращения к творчеству различных поэтов. Из стихов каких поэтов вы хотели бы сделать песню?
– Это сложный вопрос, потому что песня иногда не состыкуется. Окунаться во все это – очень большая ответственность. Иногда хочется чего-то более рок-н-ролльного. Можно такую отдельную пластинку записать, где будут песни на стихи поэтов. Если говорить про Екатеринбург, то я бы с удовольствием записал песню на стихи поэта Бориса Рыжего. Когда я читал стихи Рыжего, то просто кайфовал. Вообще я очень рад за Екатеринбург, что город так сильно рванул из всех уральских городов в развитии. Не знаю, почему именно он. В Челябинске все не то, и в моей любимой Перми тоже не так. Я бы и на стихи Александра Башлачева что-то сделал, и на стихи Николая Рубцова.
– Как вы относитесь к тому, что в Екатеринбурге не названы в честь Бориса Рыжего ни улица, ни сквер?
– Борис Рыжий это знаковый человек. Это неправильно, что не названо ничего в честь Рыжего. Такие вещи делают город глубже и интереснее. Может быть, они привлекут молодежь. Нужно бороться за детей. За тех, которые сейчас смотрят всякое г***о типа "Человека-паука".
– Каждый год при праздновании Дня Победы открываются интересные вещи. В социальных сетях, например, широко тиражировались снимки, где один депутат Госдумы поздравляет ветеранов, а они при этом живут в ужасных бытовых условиях, также в России выплаты для ветеранов в мае составили всего 10 тысяч рублей (для сравнения, в Казахстане такие выплаты более 100 тысяч рублей, если переводить на рубли). Каково ваше мнение насчет этого?
– Это пошлость! И это беспредел! Я думаю, что эти депутаты делают такое же зло, как и какие-то внешние силы. Я полностью согласен, что есть на нас такое давление извне. Но вот когда такое отношение к ветеранам в стране внутри, мне это не очень понятно. Человеческая натура такая в этом случае: "я вот такой крутой и надо бабок нарезать, а дальше хоть трава не расти". Все это беспредел, жлобское отношение к ветеранам. Надо как-то решить это. Власти, выдайте уже ветеранам то, в чем они нуждаются. Ветеранов осталось совсем мало. Дед завоевал все это своим героизмом, потом, кровью. Он заработал. Нужно взять всех ветеранов Великой Отечественной полностью на государственное обслуживание. Мы можем это сделать.
Кстати, у меня спрашивали про лозунг "можем повторить". Думаю, что тут не нужно все класть в одну корзину, и этот лозунг я понимаю так: это как Костя Кинчев выходил в майке "православие или смерть?". Начался спор. Кто-то даже говорил о том, что это фашистский лозунг, а на самом деле Кинчев тут говорил про себя. И этот лозунг именно для него, это его личный взгляд на жизнь. То же самое и здесь. Если на нашу страну снова нападут, как 22 июня 1941 года, то мы сгруппируемся и опять начистим вам рыло. То есть мы повторим победу! Сломаем хребет агрессору. Речь не идет о том, что мы сейчас двинемся с танками на Европу. Нет. Если вы сунетесь – мы можем повторить.
– У вас есть прекрасная песня "Я вижу Солнце". Она посвящена тому, как вы бежите от города, и по сути говорит о любви к природе. Как вы думаете, до чего могут довести человечество урбанизация и современные технологии? Ведь с помощью того же вездесущего влияния соцсетей мы отчуждаемся от самих себя…
– Мне кажется, что все это приведет к Апокалипсису. Мы идем семимильными шагами в тартарары, к уничтожению человеческой природы, образа души, подобия божьего. Кстати, в этой связи, когда у Петра Мамонова спросили: "Что вы сейчас читаете?" – он ответил: "Библию. Насчет остального ложка не стоит". И я считаю, что это гениальная фраза.
Раньше можно было на что-то надеяться, еще лет 20-30 назад. Но сейчас видно, что все идет не туда и наши внуки и дети не будут знать другого мира, кроме цифрового. Они не будут знать того, что знаем мы.
Все это приведет к утилизации человечества. Будет очень серьезное сокращение численности населения. В данный момент есть два клана: цифровые магнаты и промышленники и нефтяники. И идет война за нас между ними, война за потребителей, за нас с тобой. Им всем не нужно такое большое количество людей, потому что уже есть искусственный интеллект и им хватит того, что есть. Сейчас все интернет-сети направлены на то, чтобы изменить человеческий код, а вот этими новыми людьми, меньшинствами новомодными, очень легко манипулировать.
Принципом Древнего Рима было: "Хлеба и зрелищ". Все как там: власть и актёришки. В СССР я представлял элиту как смесь интеллекта и человеческой доброты. Это совмещается, кстати, не так часто. А у нас элита сейчас – это власть, и ей нужны рабы. А рабов много быть не должно, и все на самом деле очень тревожно. Мы пытаемся этому противостоять. Я про Россию в мире, но мы вряд ли сможем. Да и чиновники наши прогнившие.
Мне вот интересно, что богатейшие люди мира будут делать с Китаем. Мы, конечно, не доживем до этого времени, к сожалению. Хотя, может, и слава Богу, что мы не доживем, потому что все это может закончиться очень серьезной резней, и в этом проблема. Кстати, сами китайцы очень монолитные и их много. Китай сам себя полностью обслуживает и является независимым, а у нас просто громадная территория, и для того, чтобы мы могли сами себя обслуживать, нас должно быть в два раза больше, а нашим детям и внукам уже внедряют активно, что дети – это неинтересно, что это обуза и насилие.
Но я считаю, что дети – это самое главное. Они потом будут за тобой ухаживать, ведь пенсионные фонды все равно будут разворовывать, это только в жесткое советское время их не воровали. Это в СССР люди могли себе позволить качественную пенсионную поддержку. Она не была шикарной, конечно, но в советское время тебе хватало 65 рублей пенсии, чтоб жить безбедно и не голодно.
Кстати, у меня есть песня "Третья мировая", которую в акустике я во время карантина записал. И там есть строчки "Третья мировая онлайно-гаджетная". Она войдет в новый альбом группы "СерьГа".
– В свежем апрельском интервью вы задели тему ограничительных мер в условиях коронавируса. Вы заявили, что открытие концертных площадок и возможность свободного проведения мероприятий может подтолкнуть людей к вакцинации. Как вы относитесь к некой двойственности по проведению массовых мероприятий во время коронавируса? С одной стороны, власти запрещают митинги тех же коммунистов под предлогом коронавируса и даже запрещают очное проведение "Бессмертного полка", а, с другой, во время разгара пандемии проводят голосование по Конституции, и массовые патриотические акции компании "Сима-ленд" в духе "Путин, мы с тобой" разрешаются…
– В действиях власти всегда будут какие-то противоречия, это свойство любой власти, как ты понимаешь. Можно много говорить о демократии, а потом долбить дубинками и там и сям. У нас на самом деле нечасто говорят о демократии, но все это мягче происходит. А на Западе все говорят о демократии, а потом с собаками выходят к людям. Мы сейчас, к сожалению, калька того, что происходит на Западе.
Кстати, насчет "Бессмертного полка" я понимаю, почему переносят: потому что людей на акции выйдет в разы больше, чем на различные концерты, 50 тысяч человек и больше.
Говоря об истории, понимаете, в чем дело, мы не должны были выжить после 1917 года. Я про Россию в целом. Потому что столько плохого тогда происходило. Но мы как-то выжили и при этом еще и выиграли Великую Отечественную войну. У меня, кстати, есть одна песня. Там всего 8 строчек:
"Тебя не сломать, тебя не свалить, тебя не раздать, тебя не разбить. Спасаешь себя, чистым небом дыша. С утра до утра на ринге душа". На сегодняшний момент все-таки не все так плохо у нас. Не идеально, конечно. Но покажите мне точку, где сейчас все идеально.
– В Екатеринбурге вас пригласили выступить на 9 мая вместо группы "Ногу свело". Концерты Покровского и Ко начали запрещать после высказанной симпатии и поддержки Алексея Навального. Не считаете ли вы, что в свободной демократической стране можно высказывать любые политические предпочтения?
– Однозначно. Можно высказывать все что угодно. Но на День Победы ты тогда не ориентируйся. Это же разные вещи. Но если у группы отменяются и другие концерты, то тут, конечно, есть вопросы. Я к этому отношусь всегда с позиции: "Доверяй, но проверяй". Так что, может быть, не из-за поддержки Навального концерты и выступления отменяются. Например, мне Володя Шахрин рассказывал про Макара (Андрея Макаревича) следующее. Макар после своих заявлений насчет Крыма говорил, что именно на этой почве у него отменяют концерты. Шахрин тогда зашел в ККТ "Космос" и поговорил, а ему и сказали: "Билеты не раскупаются". Может быть, люди тогда послушали рассуждения Макаревича про Крым и передумали идти.
И тогда шла речь даже не о группе "Машина времени", а о сольном проекте Макаревича. Так что Покровский все-таки говорил о каких-то несанкционированных, по мнению властей, акциях, и поэтому не удивляйся, что тебя не пускают. Максу сейчас, конечно, обидно. Он соскочил. Но если ты встал на такой путь, то не обижайся, а продолжай его.
Кстати, насчет Покровского хотел бы добавить. Ну, ты живешь в США. Ты кайфуй, живи. Но вот когда начинают делать какие-то политические заявления о том, что происходит в России, то мне хочется сказать: "Зачем тебе все это надо? Годы пролетят, и ты не заметишь". Нужно понимать, что тобой могут манипулировать.
– К слову о манипуляциях. На ваш взгляд, артист – это фрик, философ или кто-то еще?
– Думаю, что мы фрики. Потому что дай нам денег, и вся наша маска принципов сразу исчезнет. Многие артисты везде произносят речи. Часть из нас православные и консервативные, а другая часть либеральные и прозападные. Потри таких людей – и найдешь у них чеки.
– Константин Кинчев говорил, что артисты – это скоморохи…
– Да, это более правильная фраза и более цельный образ. Скоморох – это шут, который понимает, кто он есть. А фрик же думает, что он значимый, а внутри него на самом деле пустота.
– Вы упомянули уральского музыканта Шахрина, а поддерживаете ли связь с братьями Самойловыми? Расскажите истории, которые случались с вами и братьями...
– Есть, конечно, о чем вспомнить. Я у Глеба и на свадьбе был. Был приглашенным гостем. Когда люди появляются друг у друга на свадьбах, то это означает, что между ними есть связь и доверие. Когда-то Вадик занимал у меня деньги. У старшего Самойлова тогда была какая-то сложная ситуация. После того, как он занял денег, он пропал. Я не теребил его, потому что когда даешь взаймы товарищу, ты должен понимать, что об этом можно будет вообще забыть. Он мне звонил пару раз и говорил, что он все помнит. Я в ответ говорил: "Нет, я тебя не тороплю никоим образом. Это твоя тема и ты сам должен с этим разбираться". Затем прошло еще какое-то время. Вадик учел изменившийся курс евро к рублю и отдал больше той суммы, которую занимал. Это говорит о том, что Вадима действительно вся эта история не оставляла в покое и у него и правда не было возможности. Я был тогда рад ему помочь и вдвойне рад от того, что он решил вопрос правильным способом. Деньги никогда лишними не бывают. Но из-за такой ерунды, к сожалению, отношения могут сойти на нет. А лучшим друзьям в этой связи денег лучше не давать.
Оба Самойлова очень творчески наполненные люди, и я до сих пор жду какого-то их воссоединения. Внешние противоречия – это не самое главное. Самое главное, что они родные по духу и крови. Думаю, что все-таки Самойловы снова будут вместе.
– В заключение несколько вопросов о нашем обществе. У вас есть хит "Страна чудес". Сейчас в России нарастает социальное неравенство. Богатые все богатеют, а бедные беднеют, социальное напряжение усугубляется. Действительно ли "кончилась война", если выражаться фразой из вашей песни?
– Конечно, нет. Война не кончилась. Ну, во-первых, я немного вас поправлю. За время пандемии во всем мире богатые стали богаче, а бедные беднее. Причем, в нашей стране так и не появился тот средний класс, который нам обещали. На Западе вот сейчас гораздо более серьезная ситуация. Я в этом смысле очень переживаю. Идет уничтожение среднего класса по всему миру, потому что средним классом трудно управлять и манипулировать. Это люди независимые. И у нас то же самое.
Война идет. Кстати, тут стоит упомянуть песню "А что нам надо?". Я со временем понял, почему написал эту песню. У меня было тогда предчувствие гражданской войны, если выражаться строчкой из песни ДДТ. И я тогда не знал, что это за война. Это все было до чеченской войны. Песня "Страна чудес" писалась во время чеченской войны (слава Богу, что чеченская война худо-бедно завершилась миром). Я думаю, что я написал песню о вечной войне человека с самим собой, со своими страстями.
Как человек, который пишет песни, я постоянно нахожусь в поиске некоего баланса. Хочется иногда залихватского панка для того, чтобы привлечь публику. Из души рвется вот этот негатив. И в конце концов я не выпускаю все это наружу, оставляя для близких друзей. Максимум, на что я настроен, это на пластинку "Любовь, алкоголь и весна". Считаю, что нельзя никого обманывать и провоцировать.
Я сейчас, конечно, буду цитировать других людей, в основном святых и не только. Полагаю, что себя ты всегда можешь взять в руки. Недаром говорят: спаси себя и вокруг спасутся. Вот в этом смысле и идет ежедневная война. Хочется набухаться? А ты держись.
– По вашему мнению, почему база для социальных протестов растет, а новой мощной волны рока нет?
– Видимо, всему свое время. К протестам я отношусь так: нужно со своими внутренними протестами разбираться. Другие протесты – это суеты и манипуляция. Нами манипулируют. Я же тоже был молодым, и понимаю, что энергию молодых используют. А сейчас моя гитара – это мой ППШ. Я не хочу уводить молодых людей ни на какие акции, чтобы потом на них не ставили штамп в некой конторе, так называемый чип неблагонадежности. А потом человек и вовсе может так спиться.
Протесты и митинги в России сейчас могут привести к революциям, как в 1917 году, и всем завладеют прозападные элиты, Запад везде поставит своих держиморд.