Круглогодичная навигация по Севморпути к 2023-му – замах на рубль, а удар…?
Северный морской путь может выйти на круглогодичную навигацию в конце 2023 г. Такое заявление сделал председатель правления "Новатэка" Леонид Михельсон на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Ранее задачу выйти на круглогодичную навигацию по СМП поставил глава государства.
"Открыли навигацию в мае, и в январе-феврале еще сделали вместе с "Совкомфлотом", с "Росатомом", я считаю, уникальные рейсы. И это еще один, а может быть, даже два шага к круглогодичной эксплуатации Северного морского пути. Нам это очень надо, обсуждаем с "Росатомом", с "Росатомфлотом" ледокольным, – в 2023 г., все-таки с 2023-го на 2024-й, выйти уже на круглогодичную [навигацию]", – прокомментировал Леонид Михельсон.
Для России важно иметь возможность отправлять сжиженный природный газ (СПГ) по Северному морскому пути (СМП) в Азию круглый год. Рано или поздно, как отмечают эксперты, европейский рынок закроется – страны Старого Света планируют отказаться от углеводородов. При этом азиатский рынок сбыта вырастет, а значит, важно наладить "Северный Шелковый путь" для поставок туда топлива.
Telegram-канал "Незыгарь" отмечает, что по итогам встречи главы правления компании Леонида Михельсона с президентом, "Газпром" при помощи европейских "зеленых" "может задержать достройку "Северного потока-2" на неопределенный срок" с целью снизить претензии западных партнеров по Nord Stream 2 AG, использовать выгодную конъюнктуру цен на "голубое золото" в Старом Свете и на этом фоне максимизировать поставки российского сжиженного газа, что необходимо для финансирования ускоренного строительства третьей линии "Ямал-СПГ".
При этом "НОВАТЭК", несмотря на заверения в скорой круглогодичной навигации, вроде бы, испытывает определенные проблемы в реализации проектов. Как пишет канал, в рамках запуска четвертой линии "Ямал СПГ" "НОВАТЭК" столкнулся "с практически непреодолимыми трудностями". Эта линия использует технологию "Арктический каскад", которая является полностью российской разработкой, использующей практически на 100% отечественные комплектующие и оборудование. И, якобы, эту технологию "НОВАТЭК" планировал внедрить и на заводе "Обский СПГ", но потом акционеры резко отказались от нее. "Сложности с запуском четвертой линии связаны с тем, что отечественное оборудование не может набрать необходимые технологические параметры для нормальной эксплуатации", – утверждают авторы канала.
В пресс-службе "НОВАТЭКа" не смогли оперативно прокомментировать эти сведения. Впрочем, аналитик Финансового университета Игорь Юшков не считает, что проблемы с четвертой очередью кардинально на что-то повлияют.
"Четвертая очередь "Ямала СПГ" небольшая. Она и планировалась в объеме 0,9 млн т. То есть это ни на что не влияющие объемы. Даже если этой очереди не будет вообще, у "НОВАТЭКа" там на подходе "Арктик СПГ-2" с объемом производства сжиженного природного газа в 20 млн т. Будут еще два-три проекта, "Обский СПГ", например, правда, его сейчас пересматривают, и он может возрасти. Его тоже, как и четвертую линию "Ямал СПГ", делают по "Арктическому каскаду". Учитывая явные проблемы технологии, компания может взять технологию немецкой компании "Линд", на которой строят "Арктик СПГ-2"", – сказал эксперт Накануне.RU.
Михельсон, как отмечает эксперт, под загрузку Северного морского пути пролоббировал выделение компании дополнительной ресурсной базы, которую "записали" в актив проекта "Обский СПГ". Президент дал на это добро. "За счет дополнительной ресурсной базы проект вырастет, и, судя по всему, его не будут перепрофилировать под аммиак или метанол, хотя такие разговоры ранее шли. По всей видимости, туда могут "затащить" новых иностранных инвесторов и увеличить мощность, сделать две очереди по 6,6 млн т", – сказал аналитик.
При этом тормозить строительство "Северного потока 2" "Газпром" не будет – заняться этим означает пойти против президента, который продвигает появление газопровода.
В перспективе же развитие круглогодичной навигации по Северному морскому пути для "НОВАТЭКа" выгодно, потому что европейцы хотят отказаться от углеводородов. Значит, европейский рынок будет закрыт. "Конкуренция на европейском рынке будет возрастать, цены – падать. Азиатские рынки растут, цены там будут выше, чем в Европе. То есть важна возможность круглый год отправлять СПГ в Азию", – сказал Игорь Юшков.
И все-таки обещанный запуск круглогодичного движения в 2023 г. технически хоть и реален, но экономически – нет.
"У "НОВАТЭКа" есть газовозы ледового класса. При желании он может отправлять их на восток. К концу 2023-го можно сделать это, учитывая, что к этому времени введут как минимум один новый ледокол, который сейчас делают на балтийском заводе. Всего их будет, скорее всего, пять. Формально они могут даже в условиях очень сильного льда ходить. Если два ледокола пройдут и после них – газовозы, такой караван можно пускать. Вопрос в потребности – будет ли спрос в доставке СПГ на азиатские рынки? Идти они будут медленно, и основное преимущество Северного морского пути – быстрая доставка – потеряется", – сказал Юшков.
По его словам, прошедшей зимой было видно, что цены на европейских и азиатских рынках на газ одинаковые, и "заморачиваться" с ледоколами пока необязательно.
"В январе 2021 г. "НОВАТЭК" отправлял два газовоза без ледоколов в путь. У одного сломался двигатель, и он вынужден был через Суэцкий канал возвращаться, второй сам вернулся по СМП в сопровождении атомного ледокола. В феврале-марте там может быть еще большая ледовая нагрузка, не пошли. Думаю, такая же ситуация будет и в 2023 г. Изменится только то, что к этому времени введут два перевалочных хаба в Мурманской области и на Камчатке. То есть туда будет приплывать газовоз, там СПГ будут перегружать на танкер не ледового класса, которых в мире много, их арендовать – не проблема. То есть арктические танкеры, как челноки, будут "ходить" на меньшее расстояние. Насколько это повлияет на выбор маршрута? Ценовой показатель останется на первом месте", – заключил Игорь Юшков.