Константин Семин: Чего добивается Белоруссия, говоря о геноциде своего народа?
Белоруссия планирует предоставить в международный трибунал доказательства геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны, о чем накануне заявил генеральный прокурор страны Андрей Швед. По его словам, у ведомства есть все доказательства, для этого были проведены масштабные работы – раскопки, опрос очевидцев, изучение архивных материалов. Однако, как это согласуется с советским народом в целом или хотя бы славянским этносом? Почему для Белоруссии эта тема стала так важна? Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился журналист, автор "Агитации и пропаганды" Константин Семин:
– Это продолжение распада Советского Союза на национальности и отдельные идентичности. С одной стороны, можно было бы упрекнуть белорусов, что они так отделяются, хотя, конечно, в составе единой общности советского народа истреблению подвергались и отдельные народности. Белорусы действительно пострадали очень серьезно, Минск был сожжен, огромное количество деревень было уничтожено, белорусскому народу пришлось испить эту чашу до дна, это горе там помнят в каждой семье. Но невозможно представить, чтобы уничтожали по такому признаку, разделяя славян на белорусов, русских, украинцев – для фашистов, как мы помним, все славяне были "унтерменшами" в одинаковой степени.
Тем не менее сегодня речь, как я понимаю, не о горе и не о памяти о войне, даже не о борьбе с фашизмом, а о политике. И в политике сегодня используются самые циничные приемы, в том числе против Белоруссии. После разгона демонстраций, силовиков и самого Лукашенко начинают повсюду называть фашистами, при том, что в разгоне демонстраций нет ничего хорошего, и вряд ли можно поддержать все происходящее, но очевидно, что с фашизмом сегодняшний режим в Белоруссии не имеет ничего общего. Фашизм – это другая ситуация.
Но коль скоро Белоруссия получает от Запада на протяжении многих и многих лет одну пощечину за другой, в принципе объяснимо желание белорусской правящей верхушки отвечать симметрично. Это у нас привыкли асимметрично, а там – если ударили по одной щеке, как правило, другую не подставляют.
И конечно, на память приходят действия других народов в этой же плоскости. Напомню, что советская дипломатия холокост не признавала, она, конечно же, вела речь об истреблении советского народа, об истреблении еврейского народа в годы Второй мировой войны, но отдельным таким словом и обозначением не пользовалась, и никак дополнительно эту трагедию не вычленяли для того, чтобы эта трагедия не стала инструментом в руках буржуазных националистов в любой из стран.
Но с тех пор, как Советского Союза не стало, советская дипломатия канула в Лету, сначала еврейский народ, потом армянский народ, многие другие народы начали говорить о геноциде. А, например, были или нет геноцидом американские бомбардировки Кореи или Вьетнама? В Корее погибло три миллиона человек, во Вьетнаме примерно то же самое. Являются ли геноцидом действия американцев в Ираке? Пожалуй, что можно и так сказать.
Но геноцид – это очень серьезное обвинение. Для того, чтобы говорить о геноциде, нужны доказательства спланированного, сознательного истребления народов именно по этническому признаку. Мне кажется, фашисты не уничтожали белорусов, русских или украинцев персонально – в ходе реализации плана "Ост" проводилась политика выжженной земли, нацеленная на уничтожение и подчинение советского народа в первую очередь.
И война эта была не национальной по сути своей, а в первую очередь идейной – это была война против мирового большевизма, как Гитлер об этом говорил.
Как правило, сегодня разговоры о геноциде свидетельствуют об обострении борьбы между национальными буржуазными кланами, которые жонглируют этой терминологией в своих интересах. Не так давно Путин всех поразил в очередной раз тем, что стал, рассуждая о Донбассе, припоминать Сребреницу, где тоже международные средства массовой информации часто говорили о геноциде. Во-первых, там, конечно, геноцида не было, и позиция России как раз заключалась в том, что преступления югославского режима в значительной степени преувеличены, если не сфальсифицированы вообще нашими "международными партнерами" и подконтрольными им СМИ, но, тем не менее, удобно в общении с этими же самыми партнерами тыкать им Сребреницей для того, чтобы отстаивать свою линию. И это тоже цинизм, это тоже беспринципность в известной степени.
Увы, цинизм стал сегодня нормой, я не стал бы удивляться тому, что вслед за циничными действиями американцев, европейцев, примерно так же начали бы вести себя и наши партнеры из Белоруссии.