Скупка голосов, принуждение голосовать, черные технологии: как проходят "образцовые" праймериз в Свердловской области
Регион назван лидером по активности выборщиков, но что за этим стоит?Близится к завершению предварительное голосование в партии "Единая Россия". В течение нескольких дней граждане делают свой выбор в ходе электронного голосования, затем сильнейшие будут выдвинуты в качестве кандидатов для выборов в различные органы власти, в том числе в заксобрание региона и в Госдуму. Свердловская область на промежуточном этапе стала лидером по активности выборщиков и может сохранить эту позицию по итогам праймериз. Накануне.RU разбиралось, как проходит эта кампания и с чем связана аномальная активность.
Как удалось нам узнать, команды некоторых участников праймериз съезжаются в дома престарелых, в общежития и предлагают свердловчанам деньги за голоса. По данным нашего источника, в Белоярском избирательном округе людям поступали предложения проголосовать за 500 руб. в пользу участника праймериз и депутата местной думы Евгения Казакова. Иногда для таких целей скупки голосов даже формируются целые бригады. В отдельных случаях плата за голоса может достигать 1,5 тыс. руб.
Многие уже слышали о том, что со стартом голосования упал сайт внутрипартийных праймериз. В пресс-службе партии "Единая Россия" заявили, что информационный ресурс подвергся хакерской атаке. Между тем, источник нашего издания, близкий к ситуации, утверждает, что причиной стали массовые и скоординированные регистрации целых групп людей. Сайт просто-напросто не выдержал нагрузки и перестал работать.
"Многих пожилых людей целенаправленно привозят в места, оборудованные компьютерами, и массово регистрируют их на сайте госуслуг. При этом "заботливые" сотрудники кандидатов не забывают проконсультировать о том, за кого именно нужно проголосовать. Также тут есть и недальновидность команд таких кандидатов. Нередки случаи, когда люди пытаются и голосуют не по тому округу. Все это тоже создает технические сбои", — подчеркивает наш собеседник.
Из Первоуральска приходят сообщения о том, что, якобы, сотрудников городской больницы принуждают отдать голоса за действующего депутата свердловского заксобрания Алексея Дронова (до недавнего времени возглавлял ПНТЗ) и отчитаться начальству.
"Мне пришла очередная жалоба на то, что людей принуждают голосовать за определенных лиц. Просят отправить скрины того, что ты проголосовал, и подать списки. Школы, больницы, учреждения культуры и спортивные организации. По предприятиям сказать точно не смогу, но думаю, что ситуация там не лучше", — отметил участник праймериз, предприниматель Кирилл Чижов.
По информации депутата Госдумы от "СР" Дмитрия Ионина, в Березовском и Алапаевском районах также не обходится без негатива на праймериз. "В спортшколах тренеры собирают родителей и просят поддержать [кандидатов]. В медучреждениях IT-специалисты сверяют, есть ли [у пациентов] аккаунты на госуслугах, и если их нет, то им регистрируют для того, чтобы проголосовать за тех или иных людей. Наша команда помогла уже многим людям сменить логины на госслугах для того, чтобы обнулить данную историю", — рассказывает он.
Кроме того, в распоряжении нашего СМИ оказались любопытные скриншоты. В различных интернет-мессенджерах сотрудники сельских администраций рассылают по сотрудникам бюджетных учреждений указания проголосовать за действующего депутата Илью Гаффнера (того самого, который на всю Россию опозорился фразой "россиянам нужно меньше питаться"). Кроме того рассылаются и голосовые сообщения, лейтмотив которых сводится к следующему: "Зачем вам эта демократия? За нее вы деньги не получите".
"Самая прозрачная и легитимная процедура" не обходится без привычных для любых выборов грязных технологий. Оппоненты портят плакаты друг друга и срывают агитационные материалы. Так, например, неизвестные испортили плакаты кандидата Вячеслава Вегнера:
Известный телеграм-канал "Незыгарь" также называет Свердловскую область в числе трех, где региональные игроки взяли курс на дистанцирование от бренда "Единой России" и под корень исключили упоминания партии рядом с фамилиями основных кандидатов. В этих регионах отмечается и наиболее ожесточенная борьба между кланами, которая, со слов экспертов, уже вылилась в обмен антикоррупционными ударами между ключевыми оппонентами, от чего по промежуточным итогам компроматных войн рейтинг "ЕР" в регионах упал еще ниже.
Так что, судя по всему, столь "грязные" методы мобилизации сыграют в итоге и против легитимности процедуры, и против особо рьяного регионального руководства – люди на местах видят, какими способами достигается выдвижение кандидатов от "партии власти".
Впрочем, по словам директора Центра "Аналитик", политолога Андрея Мозолина, "грязные технологии" на праймериз остаются на усмотрение оргкомитета, а дистанцирование от бренда "ЕР" он объяснил невысоким уровнем доверия к партии.
"Праймериз не попадает под юридические и законодательные нормы. Такие вещи, как подкупы, остаются на усмотрение оргкомитета. Даже в случае снятия с праймериз такие кандидаты могут идти как самовыдвиженцы. За счет скандалов кандидаты формируют себе репутацию. Тем не менее, всегда есть кандидаты, которые не хотят использовать бренд "ЕР" в кампании. Потому что использование "ЕР" может вызвать антирейтинг. В данный момент степень доверия к партии по стране от 28 до 33%, по данным фонда "Общественное мнение". Тем не менее, с 2016 годом мало различий в плане шума и скандалов на выборах. Если раньше можно было привести избирателей на участок, то сейчас нужно избирателей искать везде. Эксперимент с электронным голосованием является интересным. Кандидаты будут вынуждены обрабатывать различные интернет-технологии в плане привлечения голосов", – отметил эксперт.