Промышленники оценили действия кабмина в пандемийный 2020 год на "тройку"
Кризисный 2020-й год показал, как правительство справляется с экономическими трудностями в тяжелые времена, как поддерживает население, промышленность и производителей. Наверное, сказать "никак" – будет слишком пессимистично, хотя отчасти близко к правде. По крайней мере, к такому выводу пришел известный промышленник Константин Бабкин, анализируя ситуацию прошлого года и принятые меры.
4 июня 2021 года он представит доклад "О состоянии конкурентоспособности экономики России в 2020 году и ее влиянии на развитие отечественной промышленности" в Торгово-промышленной палате, где будет дана оценка принятым мерам в самых разных сферах: налогообложение, денежно-кредитная политика, внешнеторговая политика, заработная плата и социально-экономическое положение в стране, стоимость энергоресурсов и грузоперевозок, изменение государственных мер поддержки и другое.
В целом за 2020 год ничего в подходах к экономике со стороны Правительства не изменилось, резюмирует Константин Бабкин. Он рассказал Накануне.RU, что принимаемые меры оценивает "на троечку".
– Можете кратко рассказать, о чем ваш доклад? К каким выводам вы приходите?
– Подобный доклад мы готовим не первый раз – в нем мы анализируем итоги предыдущего года, как изменилась ситуация с точки зрения тех, кто занимается производством в России, с точки зрения промышленности, как изменились условия. Итог этого доклада таков: в целом осталась ситуация на том же уровне, как и была в 2019 году. В чем-то улучшилась, в чем-то ухудшилась, но принципиальных изменений нет.
– Что стало лучше, а что хуже, на ваш взгляд?
– Частично лучше стала денежно-кредитная политика, в 2020 году она была немного смягчена, была снижена ключевая ставка, за много лет это был самый низкий показатель. Но при этом внешнеторговая политика являлась нестабильной, были приняты решения, которые привели к росту цен на металл, электричество, топливо, что плохо сказалось на условиях, в которых работает промышленность. В целом, минусы обнуляют плюсы. В конце доклада мы отмечаем, что потенциал для улучшений остается еще очень большим.
– Обычно говорят, что внутренняя политика, социально-экономические меры в России хромают, зато внешняя политика – это наше все. Какая она – внешняя политика с экономической точки зрения?
– Конечно, речь идет о внешнеторговой политике, и должен сказать, что положительных моментов там мало, за прошлый год отдельно нельзя что-то выделить. Были заявления, которые мы слышали и в 2018, и в 2019 годах – что мы должны расширять экспорт, увеличивать экспорт несырьевых товаров, но мер поддержки по этим направлениям в прошлом году так и не появилось. В целом страна следовала в русле обязательств перед ВТО, которые были приняты в 2012 году. Эти обязательства не позволяют нам поддерживать и развивать экспорт. Поэтому успехов в этом направлении нет.
– Получается какой-то замкнутый круг, когда неправильные и неэффективные действия приводят к проблемам, которые пытаются решить новыми неэффективными действиями?
– Да, это болезнь, основная причина которой в том, что правительство живет в неправильной парадигме. Чиновники неправильно оценивают ситуацию, потом принимают неверные меры, которые не дают результата. То есть правительство считает, что, да, мы отстаем в темпах развития от других стран, но это происходит из-за того, что цены на нефть не такие высокие, из-за санкций, высокой инфляции, ковид-кризиса и прочих ограничений.
Поэтому они-то, мол, "ни в чем не виноваты", поэтому будут продолжать ту же политику, будут ждать, когда обстоятельства сами изменятся в лучшую сторону.
В силу этого экономическая политика остается старой, еще заложенной при Гайдаре, при Чубайсе. Эта политика направлена на то, что страна стремится встроиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях, а то и на третьих.
Мы же говорим, что надо менять парадигму, надо менять приоритеты. Нужно не встраиваться в какие-то производственные цепочки, а нужно сосредоточиться на производстве конечных товаров у себя, вся политика должна быть направлена на поддержку тех, кто занимается производством в России.
– Что для этого нужно делать?
– Нужно радикально снижать налоги, радикально смягчать денежно-кредитную политику. Нужно перенацеливать внешнеторговую политику с ориентации на ВТО на защиту и продвижение интересов российской промышленности и сельского хозяйства. Пока смены приоритетов не произошло и вряд ли произойдет в наступившем году, а значит, опять будем пребывать в кризисе и ждать улучшения ситуации.
– По сути, 2020 год показал, какие меры принимает правительство в кризисной ситуации. Какую бы оценку вы поставили этим действиям?
– Это действия на "троечку".
Выйти в лидеры с такой политикой России не светит – экономика будет таким "середнячком", который плетется в хвосте. Не самый "отморозок", но идет где-то рядом.