Возможна ли частная жизнь в цифровом мире?
Все понимают угрозы, но нет единодушия в том, что нужно делатьКак защитить неприкосновенность частной жизни человека в цифровом мире и возможно ли это? Эту проблему обсуждали на Петербургском международном экономическом форуме на секции с названием "Право на частную жизнь в мире Big data".
Известно, что информация — это деньги. А много информации — это большие деньги. Поэтому все компании собирают данные на людей, что угрожает их частной жизни, ведь неизвестно, что с данными будет дальше и как они могут быть использованы.
Бывший глава СПЧ Михаил Федотов заявил, что неприкосновенность частной жизни — это право, которое нам известно как аналоговое. Но в цифровом мире оно становится цифровым, и его реальность зависит от признания государством, соцсетью и самим человеком. Но соцсети тоже обладают суверенитетом, отчасти параллельным государственному. И так как соцсети имеют трансграничный характер, то нужен международный инструментарий для трансграничного регулирования, это нельзя сделать на национальном уровне. В целом Федотов говорил много, но довольно размыто, и создавалось впечатление, что отчасти он продвигает идею о том, что соцсети не нужно ограничивать и пусть они тоже имеют свой суверенитет. Так, он заявил, что выбор между этими двумя суверенитетами иллюзорный. Хотя ясно, что суверенитет соцсети делает его государством в государстве.
Генеральный директор компании "Крибрум", член СПЧ Игорь Ашманов отметил, что никакое международное регулирование здесь невозможно по одной простой причине. США воспринимают себя как мирового лидера в этой области и не позволят никому накладывать на себя никаких ограничений.
"Там возник гигантский рычаг влияния на весь мир. На международное регулирование рассчитывать бессмысленно. Мы видим, в какой орган превратилась ООН: она 365 дней в году выражает озабоченность. Соцсети находятся в американской юрисдикции, они обязаны сливать все данные, у них в совете директоров или менеджменте сидят люди из разведки или оборонки. Нам нужно соцсети привести к покорности. Мы же не находимся в гипотетической ситуации. Уже существует гигантский неконтролируемый серый рынок торговли данными. Данные воруются массово. У нас азарт цифровизаторов настолько сильный, что государство перепрыгивает через все барьеры и законы, прямо нарушая Конституцию. Пока что чиновники разговаривают только с бизнесом. Нужно спросить людей", — рассказал Ашманов.
После этого Федотов привел такой пример. В анонсе мероприятия вместо него была размещена фотография другого человека, которую могли увидеть миллионы людей. И он заявил, что его право на изображение было нарушено. На это Ашманов ответил, что пока закона о цифровой личности нет, поэтому возможно все.
Директор Ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко отметил, что до 2012 года в рунете вообще не было никакого регулирования. Потом началось спорадическое регулирование. Но оно осуществляется в большей степени как реакция на возникающие прецеденты нарушения каких-то прав и законов. А трансграничность является "неразрубленным узлом". Он рассчитывает на саморегулирование сетей. Но к покорности их приводить не надо — только к порядку.
Ашманов сказал, что нужно просто создать "правила дорожного движения" в интернете и заставить всех их исполнять. Сейчас таких правил практически нет.
Председатель комитета по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Торгово-промышленной палаты Игорь Потоцкий высказал мысль, что если эпоха модерна породила суверенитет личности, то "эпоха постмодерна его успешно уничтожает". Международное регулирование вряд ли здесь возможно. Главный вопрос: а что регулировать? Он привел такие сведения. В прошлом году просмотр видео и переписка в соцсетях в мире выросли примерно в 1,5 раза, а люди не хотят смотреть ничего длиннее 60 секунд. (Ашманов добавил, что просмотр порносайтов за год вырос в гигантское число раз.)
"Есть ли универсальные нормы для регулирования всего этого? Это удовольствия и коммуникации. Они частные или публичные? Это свобода собраний или что? Кинопоказ? Это совершенно разные направления регулирования. Можно ли применять соответствующие отраслевые нормы? В области медиа — надо бы, но нельзя, так как они не справляются. Например, что такое стриминг? Это вещание или нет? Но у нас нет закона о вещании", — сказал Потоцкий.
Он указал, что разрыв между поколениям в отношении к интернету огромен. Если большинство пожилых готовы к регулированию интернета, то молодежь — нет.
В связи с упованием на новое поколение начальник Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева отметила, что последние данные показывают: цифровая грамотность молодежи упала. По ее мнению, во всех странах понимают, что с соцетями нужно что-то делать. Есть это понимание и у российского руководства. И у нас разрабатывают соответствующие законопроекты.
Речь зашла о такой проблеме, как сбор данных. Федотов подчеркнул, что они должны быть обезличены, только тогда они не представляют опасности для индивида. Ашманов ответил, что обезличивание данных — это большая ложь.
"Никто ничего не обезличивает. Как правило, у всех компаний есть механизм деобезличивания. Более того, не существует регламентов проверки. Роскомнадзор не может прийти и потребовать показать, как это происходит. Он может проверять только бумажки. Но в бумажках все написано хорошо. То есть аудит потоков данных отсутствует. Все сам скажут, что данные обезличены, но никто никогда этого не делает. Всегда остается "хвост", за который их можно снова вытащить", — рассказал он.
Ашманов добавил, что без Цифрового кодекса не обойтись.
Генеральный директор Rutube Роман Максимов сказал, что пока что государство очень мягко регулирует работу соцсетей. Но успокаиваться им нельзя и нужно самим включаться в процесс.
"Если этого не делать, то государство однажды перестанет интеллигентничать, когда набор прецедентов будет так велик, что придется включать более серьезные меры. Мы получим бумеранг", — сказал он.
В заключение Ашманов поднял еще одну важную проблему — это не персональные данные, а данные, которые не относятся к ним, но характеризуют человека, например, поисковые запросы. Ведь по ним можно легко "вычислить" человека. И искусственный интеллект, если его не ограничить, будет способен нанести колоссальный вред любому.
В дискуссии порадовало то, что все участники понимают угрозы, которые несет человеку цифровой мир. Смогут ли люди их купировать?
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.