"А где Париж?" Почему ближневосточные мигранты вдруг заполонили Прибалтику
Запад своими действиями против Минска разрушил механизмы их возвращенияВ Восточной Европе начинается оживление миграционных потоков, которого в тех краях не было, возможно, со времён Великого переселения народов. Если раньше сообщения о беженцах приходили из района Средиземноморья, который водным пространством отделяет благополучные государства ЕС от охваченной хаосом Африки, или Турции, которая служит буфером между Европой и пылающим Ближним Востоком, то теперь у миграционного кризиса появилось новое направление. Сообщения об ордах незаконных мигрантов, прорывающих границы, ежедневно приходят из Белоруссии, которая, казалось бы, очень далека от Азии. Оттуда же они переправляются в Прибалтику. И группы беженцев становятся всё более многочисленными и организованными по мере того, как восточноевропейские государства пытаются оказывать на Минск политическое давление. Подробности — в материале Накануне.RU.
По данным литовского портала Delfi, всего с начала года было задержано 1506 мигрантов, нелегально попавших в страну из Белоруссии. Из них 93 — только за последние сутки.
Для их размещения строятся ангары на территории погранзастав и в школе пограничников, а несовершеннолетних, оказавшихся без сопровождения взрослых, направляют в специальный центр. Всех прибывших держат в изоляции до результатов проверки на ковид.
Причём беженцы эти — не белорусская оппозиция и даже не выходцы из стран СНГ. На первом месте среди доноров этого миграционного потока находится Ирак — литовскими пограничниками задержаны 679 уроженцев этой страны. Затем следуют сразу несколько стран Африки — Конго (196), Камерун (114) и Гвинея (81). Ещё 68 человек прибыли из Ирана.
По данным литовских СМИ, местные жители встречают группы мигрантов в лесу. "Один такой случай был у озера Анча, в 10 км от границы. Женщина собирала ягоды, когда увидела четверых чернокожих мужчин", — сообщает Delfi. Лесные "туристы" при этом будто бы поинтересовались, в какой стороне находится Париж.
Происшествий пока не отмечено, однако жители бьют тревогу по поводу того, что не всех беженцев задерживают на границе.
В Вильнюсе собираются отгородиться от Белоруссии стеной. Но, как отмечает агентство Infox, у Литвы нет не ни сил, ни возможностей возвести такой объект самостоятельно. Впрочем, можно вспомнить, что у гораздо более богатых и влиятельных Соединённых Штатов проект по строительству стены на границе с Мексикой фактически провалился. Впрочем, есть примеры и ближе — после 2014 г. Украина начала строительство Европейского вала (он же "стена Яценюка"), но большинство инвестиций в этот проект исчезли, будто в чёрной дыре.
Пока в Литве ждут пополнения от Европейского агентства охраны границ и береговой линии Frontex, две группы афганских граждан перешли из Белоруссии на территорию Польши. Как сообщает "Спутник-Беларусь", общая численность этих групп составляла 40 человек.
Новости о мигрантах соседствуют в литовских СМИ с другой темой — отношений с Белоруссией. Точнее, с их стремительным ухудшением. В понедельник в Литве аккредитовали представительство Светланы Тихановской, тем самым предоставив этой организации официальный статус. А в среду МИД Литвы сообщил о решении сократить до минимума присутствие в Вильнюсе белорусских дипломатов. Теперь там останется только один консульский и трое административно-технических работников. В подобной ситуации договориться о решении миграционного кризиса по-соседски будет очень непросто. А Лукашенко, похоже, прибегает к методам Эрдогана, который использовал ситуацию с потоком ближневосточных беженцев как важный инструмент для переговоров с Брюсселем.
Белорусский политолог Алексей Дзермант отмечает, что сам по себе миграционный поток существовал и раньше, поскольку у Белоруссии нет границы с Россией, люди, которые попадают из Центральной Азии, Сирии на территорию Россию, так или иначе всё равно пытаются попасть на Запад.
"Едут к нам, а дальше пытаются попасть в Литву или в Польшу. Но, поскольку у нас раньше с Евросоюзом были договорённости о том, что мы охраняем границу в рамках "Восточного партнёрства", создавалась инфраструктура, лагеря для содержания беженцев. Мы должны были принимать тех, кого в Польше и Литве поймали, а затем отправлять их к себе на родину или что-то с ними делать, если было непонятно, откуда они. То есть мы серьёзно вкладывались в охрану восточной границы Европейского союза до того момента, как Запад, по сути, развязал против нас гибридную агрессию", — рассказал Алексей Дзермант Накануне.RU.
Так что конструктивной работы на границах Белоруссии с Литвой и Польшей ждать не приходится, а количество беженцев может значительно вырасти после вывода американских войск из Афганистана.