Союзное негосударство. Чего не хватает интеграции России и Белоруссии?
Интеграция России и Белоруссии усилилась с обострением европейских и американских санкций. На днях президент Белоруссии Александр Лукашенко прилетел в Санкт-Петербург с неожиданным визитом, чтобы переговорить с Владимиром Путиным. Одним из вопросов традиционно стало углубление интеграции. Формат отношений России и Белоруссии принято называть Союзным государством, но государством как таковым это не является, о чем не преминул напомнить российской лидер. Жители двух стран, а, возможно, и их лидеры сводят Союзное государство к торговле, тогда как для этого хватило бы простого партнерства. Эксперты Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко подготовили доклад "Работа в рамках Союзного государства: результаты и перспективы", где назвали меры, которые способны укрепить союз России и Белоруссии. Подробности — в материале Накануне.RU.
Союзное государство — это интеграция России и Белоруссии при полном сохранении суверенитета, заявил президент РФ Владимир Путин после встречи лидеров двух стран в Санкт-Петербурге. "В прямом смысле слова это не государство. Это просто определенный уровень интеграции. Но тем не менее это облегчает людям жизнь, создает определенные условия для экономического развития, повышает нашу общую конкурентоспособность", — цитирует Путина ТАСС.
Российский президент отметил, что в Европейском союзе — куда более глубокий уровень интеграции, благодаря единой валюте, мощному таможенному союзу и единому пространству передвижения.
Если Союзное государство и облегчает жизнь его гражданам, то зачастую они этого не замечают, подчеркнули в своем докладе эксперты Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко.
По мнению большинства граждан России и Белоруссии, союз двух стран наиболее эффективен в промышленной, военной и энергетической сфере. Менее эффективен — в сфере труда и социальной защиты, рассказала заведующая кафедрой экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности Белорусского государственного экономического университета Ирина Лашук.
Между тем, цифры свидетельствуют о пользе интеграции для обеих сторон. Но, прежде всего, для Белоруссии. Эксперты назвали доклад "белоруссоцентричным".
"Союзное государство формирует более 50% ВВП Белоруссии. Несмотря на пандемию, российский рынок оказался надежной основой для белорусской экономики. Экспорт в Россию в 2020 г. превысил 13 млрд долларов, в Китай — менее 1 млрд долларов, а в ЕС — 3,9 млрд евро", — озвучил один из тезисов доклада проректор Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав Сутырин.
Эксперты напомнили, что Белоруссия входит в тройку ключевых экономических партнеров России.
Более 700 тыс. граждан Белоруссии постоянно живут в России, в связи с чем назрел вопрос о введении гражданства Союзного государства, не отменяющего гражданство родной страны. Это могло бы расширить свободу перемещения и облегчить трудоустройство.
Также Союзному государство не помешала бы если не единая валюта, то хотя бы единая система безналичных операций на основе карты "Мир".
Сейчас в Союзном государстве происходит то же, что происходило в ЕС: отрыв интеграционных процессов от восприятия простых людей, заметил директор Института Европы РАН, председатель Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко, член-корреспондент РАН Алексей Громыко.
"Межгосударственная интеграция может быть успешной, но граждане какие-то блага в своей жизни с ней не соотносят, хотя они как раз могут быть результатом такой интеграции", — пояснил он.
Над имиджем Союзного государства еще предстоит поработать, ведь значительная часть населения России и Белоруссии плохо осведомлена об этой интеграции. Это неудивительно, учитывая, что основной упор в отношениях двух стран сделан на экономику, а не на социальную и гуманитарную сферы, добавил Громыко.
"Мне представляется, что любая успешная интеграция должна базироваться на двух опорах — на прочном экономическом фундаменте и на общих подходах к ценностям. У нас сейчас перекос в пользу меркантильной опоры", — заметил эксперт.
Если отношения России и Белоруссии строятся сугубо вокруг торговли, то для этого никакого Союзного государства не требуется. Однако в этом взаимодействии есть кое-что еще, считает член комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Рапота.
"У нас есть тенденция все, что происходит в двусторонних отношениях России и Белоруссии, относить в копилку наших достижений в рамках Союзного государства. Но есть общие задачи, которые решаются между соседями, а есть вещи, которые мы называем скрепами", — пояснил Рапота.
Сенатор добавил, что отсутствие границы между странами это тоже существенный фактор, характеризующий отношения России и Белоруссии.
Помимо экономики и общих ценностей, у стран — общая оборонная доктрина. "Это нечто большее, чем просто два дружественных государства", — заметил эксперт.
Интеграция должна работать вне зависимости от того, кто завтра будет возглавлять страны, считает Рапота. Но пока это не так.
"При приходе другого президента к власти в Белоруссии ни о каком Союзном государстве мы б не говорили. Мы бы говорили о демонтаже тех интеграционных наработок, которые были сделаны", — считает декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Вадим Гигин.
Общение России и Белоруссии в последние годы, действительно, не выходило за рамки удовлетворения материальных потребностей, напомнил он.
"Все братские отношения в последние годы строились на основе того, кто кому сколько должен. Вряд ли такие отношения можно назвать братскими. Это подрывало союзный проект. Если мы только считаем деньги, то можно было просто развивать совместные проекты в рамках двустороннего сотрудничества. С моей точки зрения, союз строится сначала в головах, а затем уже в трубах", — высказался декан Белорусского государственного университета Вадим Гигин.
Обострение отношений с Европой и США укрепляет союз России и Белоруссии, соглашаются эксперты. В этой ситуации игнорировать существование Союзного государства неправильно.
"Плотность контактов между представителями России и Белоруссии в последние месяцы беспрецедентна, это говорит о том, что события внутренние и внешние в наших странах встряхнули нас всех. Работа идет не только, чтобы купировать и минимизировать какие-то риски, но и для того, чтобы Союзное государство сделать более стрессоустойчивым. Чтобы оно не ставилось под вопросом в зависимости от того, что случается в наших странах или в мире", — добавил Громыко.
Союзное государство должно стать императивом и данностью, считает он.
Но союзному государству сегодня может угрожать то же, что погубило в свое время Советский Союз, считает сопредседатель Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко Сергей Рахманов.
"Причиной распада СССР была неадекватная стратегия национальной безопасности. Она была чисто охранительская, согласно которой внешняя и внутренняя угроза не носила характер обеспечения развития. Когда мы говорим о национальной безопасности России и Белоруссии, мы должны учитывать не только прямые военные угрозы, но и угрозы, связанные с экономической, духовной безопасностью и возможным разрушением нашей идентичности", — считает Рахманов.
Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва-Минск, который принес бы большой экономический эффект регионам, находится сегодня в вялотекущей стадии, которую Григорий Рапота охарактеризовал так: "Никто не против, но никто ничего не делает".
"Меня это повергает в уныние. Мы, видимо, так устроены, что от идеи, которой мы загораемся, до ее осуществления — непреодолимая пропасть. Наверное, это тот самый случай. Строительство магистрали — это вопрос не транспортный, а геополитический. Если мы этого не понимаем, то дело плохо, потому что РФ —это огромная евразийская территория. Проект создает огромную возможность реализовать себя, как евразийское пространство. Проходимость каждой высокоскоростной дороги через регион автоматически увеличивает валовый продукт региона на 6-9%", — заметил эксперт.