"Ситуация не внушает оптимизма": зачем китайский министр посетил Среднюю Азию
Ван И назвал три императива китайской политики в АфганистанеМинистр иностранных дел КНР Ван И завершает своё турне по постсоветским странам Средней Азии. Там он поздравил руководство Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана с тридцатилетием установления двусторонних отношений. Визиты Ван И уже преподносят как наступление на влияние России в регионе, однако китайский министр путешествовал не за тем, чтобы отмечать годовщину распада СССР — куда важнее то, что Пекин озвучил своё видение ситуации в Афганистане. Подробности — в материале Накануне.RU.
Посещение Средней Азии для Ван И началось с Таджикистана. В Душанбе он принял участие в заседании контактной группы ШОС по Афганистану. Там глава МИД КНР сформулировал три императива, которых Пекин придерживается в своей политике на афганском направлении:
- стремление избежать расширения войны в Афганистане и особенно предотвратить полномасштабную гражданскую войну в Афганистане;
- как можно скорее возобновить внутренние переговоры в Афганистане для достижения политического примирения;
- не дать различным террористическим силам воспользоваться возможностью закрепиться в Афганистане и не допустить очередного превращения Афганистан в место сбора террористов.
Китай ожидает, что все стороны в Афганистане будут следовать принципу "принадлежат афганцам и возглавляются афганцами", исходить из собственных фундаментальных и долгосрочных интересов Афганистана и строить политическую структуру, которая соответствует национальным условиям Афганистана и поддержана народом через внутренний диалог и консультации.
Кроме того, отдельный сигнал из Душанбе Ван подал и "Талибану" [террористическая организация, запрещена в РФ]. В Пекине считают, что это основная военная сила в Афганистане, и в этом качестве "Талибан" должен осознавать свою ответственность перед страной и нацией, решительно проводить границу со всеми террористическими силами и возвращаться в политическое русло Афганистана с ответственным отношением к стране и народу.
В Ашхабаде Ван встретился с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. При этой встрече, как сообщает "Жэньминь жибао", Ван И подчеркнул, что в настоящее время ситуация с безопасностью в Центральной Азии не внушает оптимизма. В этой связи неотложность и необходимость укрепления сотрудничества в области безопасности между Китаем и Туркменистаном становятся все более очевидными. Пекин выразил готовность поддерживать тесные контакты с туркменской стороной по вопросам развития ситуации в Афганистане, укреплять сотрудничество в формате "Китай + пять стран Центральной Азии".
В Ташкенте Ван И провёл переговоры с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. По итогам беседы оба политика выразили озабоченность поспешным выводом иностранных войск, который ведёт к эскалации напряженности в Афганистане. Мирзиёев и Ван И выразили надежду, что Афганистан создаст открытую и инклюзивную политическую структуру, продолжит бороться с терроризмом во всех его формах и будет поддерживать дружественные отношения с соседними странами.
Также в Ташкенте на полях международной конференции высокого уровня "Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности" Ван И встретился с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, причём особое внимание вновь уделялось текущей обстановке в Афганистане и был подтвержден настрой на активное содействие афганскому урегулированию по линии успешно функционирующей Контактной группы ШОС.
В общем, похоже, что Китай сейчас зондирует ситуацию в граничащих с Афганистаном странах и готовится к коллапсу нынешней власти в Кабуле. С другой стороны, делается это осторожно, с опорой на механизмы ШОС и в сотрудничестве с Россией.