Сергей Пикин: Чубайс пересадит Россию с "нефтяной иглы" на "водородную"?
Анатолий Чубайс в очередной раз озвучил планы на энергетическое будущее России. Спецпредставитель президента рассказал о водородных перспективах – по его мнению, Россия могла бы стать лидером на европейском водородном рынке, а также могла бы использовать газотранспортную инфраструктуру для поставки этого газа в Европу.
"Российский водородный upstream – это национальный проект колоссального масштаба, который мы можем и должны развернуть в ближайшие, если не кварталы, то, по крайней мере, годы", – сказал Чубайс, оценив возможные поставки к 2030 году минимум в $20-30 млрд. По сути, он сказал о замене "нефтяной иглы" на "водородную".
И, казалось бы, где Чубайс, а где поставки газа и водорода, но на деле он озвучивает уже существующий проект, который вполне может быть принят на вооружение в ближайшем будущем. Об этом Накануне.RU рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
– То, о чем говорит Анатолий Борисович – это часть разрабатываемой водородной стратегии, которая как раз подразумевает, что Россия к 2030 году может стать крупным поставщиком водорода.
По поводу использования газопроводов – имеется в виду не то, что мы по ним водород будем передавать. А то, что наш газ, который идет в сторону Европы, может использоваться не только для текущих нужд потребителей, но еще и с точки зрения как раз производства водорода на месте, на территории Европейского союза. Получается так называемый "голубой" водород – то есть он имеет меньший карбоновый цвет, чем водород, производимый из мусора или из угля. А если будет при этом утилизация CO2, то будет "бирюзовый", то есть еще более чистый. Можно его практически сравнить с "зеленым" водородом, потому что он безуглеродный абсолютно.
Но как это будет все реализовано? Одно дело лозунги, другое дело – реализация. В лозунги-то мы умеем, а вот с остальным у нас всегда сложности…
То есть озвученная стратегия еще не утверждена, но такой проект есть, и он как раз подразумевает, что Россия может стать крупным поставщиком. Насчет цифр в $20-30 млрд – это весьма оценочные показатели, так как рынка водорода нет, и оценивать, сколько он будет стоить в 2030 году в таком объеме – это пока вилами по воде. Но гипотетически может быть и так.
При этом про нефть он ничего не говорит. До 2030 года наши поставки нефти не так подвержены изменению от внешних условий, больше подвержены скорее внутренним условиям, потому что будет происходить падение добычи на тех источниках, которые являются традиционными источниками более легкой нефти. У нас все-таки по запасам с каждым годом ситуация хуже и хуже. И открываются все более сложные месторождения, и остается все больше запасов нефти, которые имеют большие издержки по добыче.
На это десятилетие спросом мы обеспечены. Уже на следующее десятилетие – большие вопросы с учетом рассматриваемой "зеленой стратегией" Евросоюза.
В целом спрос в следующем году восстановится до прежних миллионов баррелей в сутки и еще дальше пойдет вверх, есть еще куда расти спросу. А следующее десятилетие имеет большую неопределенность в силу того, что разброс разных инициатив и проектов очень широк.
Поэтому с консервативной точки зрения ничего не поменяется, а с ультралиберальной точки зрения мы будем жить в другую эпоху, ну а что там в реальности получится – большой вопрос.