Волнующийся за всё губернатор: что обнажила кампания "ЕР" на Среднем Урале
"Единая Россия" в Свердловской области начала агрессивную и, по мнению ряда политологов, неоднозначную предвыборную кампанию. По Екатеринбургу и области были размещены билборды с изображением губернатора Евгения Куйвашева, заявляющего прям-таки "очевидное-невероятное" – что основные социальные проблемы, такие как демография, работа, цены и медицина, "волнуют каждого". Представители регионального истеблишмента уже оценили затраты на рекламную кампанию в десятки миллионов рублей по рыночным ценам, однако фактические они могут оказаться существенно выше. При этом дорогостоящая реклама никак не упоминает ни бренд "Единой России", ни ее айдентику, делая упор исключительно на "паровозе" списка партии – губернаторе Евгении Куйвашеве, должность которого, к слову, также оставлена за скобками. Подробности – в материале Накануне.RU.
Свердловское отделение "Единой России" из средств избирательного фонда, помимо билбордов и листовок, оплатило выпуск предвыборной газеты, изданной большим тиражом в 1,2 млн экземпляров. Большой заказ от партии власти достался типографии "ПраймПринт", расположенной в Екатеринбурге.
В этот раз "единороссы" в газете с названием "Все как есть" попытались создать видимость близости главы региона к народу: основной акцент сделан на личное общение Куйвашева с жителями области и едва ли не ручном решении проблем. Однако в основном все посылы агитматериала сосредоточены на констатации существующих проблем, популистских, абстрактных заявлениях о намечающемся подъеме экономики и идентичности Евгения Куйвашева уральскому народу. Ранее в разные периоды губернатор, родившийся в ХМАО, работал главой пгт. Пойковский, Тобольска и Тюмени.
"Любой сегодняшний вызов проверяет нас на человечность. Надо, чтоб не только экономика была здорова, но и общество. Здесь раздражает, конечно, бюрократия и чёрствость. Говорю с ветеранами: им иногда и ходить трудно, а надо собирать справки для получения льгот и дотаций. Встречаюсь с родителями: не хватает денег на детский отдых, подготовку ребёнка к школе. Значит, что-то буксует в социальной помощи, люди не знают положенного им, а мои подчинённые не чешутся. Стыдно за такие случаи. … Люди у нас на Урале особенные. Сдадимся? Не с нашим характером!" – говорится в газете от имени губернатора Евгения Куйвашева.
Еще один акцент, разумеется, сделан на борьбе с коронавирусом и восстановлении экономики в период пандемии. Опять же посыл исключительно эмоциональный, без каких-либо конкретных планов, предложений и цифр.
"Вирус не только по здоровью бьёт, но и по экономике. Для неё любые ограничения болезненны. И ей тоже иммунитет нужен. Недавно на заводе в Салде услышал от мастера цеха: "Не случится так, что здоровье сбережём, а рабочие места потеряем?" Переживаю о том же. Готовых ответов на этот вопрос нет. Ищем их вместе с промышленниками, с бизнесом. Сдвинулись с места после прошлогоднего карантина. В оборонке, металлургии и строительстве даже рост наметился. По объёмам производства мы в первой десятке. Но теперь пора и зарплаты людям подтянуть", – приводят авторы брошюры прямую речь Куйвашева.
Однако где именно и какой наметился рост, губернатор не уточняет, как и не говорит о конкретных действиях по увеличению зарплаты (что и не входит в его полномочия, говоря о частных предприятиях).
Один из экспертов, знакомый с ведением избирательных кампаний, рассказал Накануне.RU на условиях анонимности, что проблема с этой линейкой агитационной продукции прежде всего в том, что таким образом губернатор персонифицировал проблемы, то есть, отныне именно он лицо и фамилия этих проблем. Тогда как авторы предполагали другую логику – мол, Куйвашев демонстрирует билбордами, что он так же, как избиратели, озабочен проблемами. Однако это надуманная, ложная схема восприятия билбордов, так что результат агитации может оказаться прямо противоположным по эффекту.
Доходит до абсурда – губернатор объявляет войну "незаконным" батутам в центре города, а общественность реагирует в духе: "Ну вот, теперь и батуты волнуют каждого из нас!"
По мнению политолога Павла Салина, стратегия кампании "Единой России" на Среднем Урале может свидетельствовать о конфликте между политтехнологами центрального и регионального штабов, которые, помимо материальных интересов, преследуют свои цели.
"Федералам важно, чтобы бренд "Единой России" присутствовал везде и победила не безликая партия власти. Местным функционерам важно, чтобы любым способом победили их кандидаты, которые в дальнейшем смогут лоббировать их интересы. Конечно, Куйвашев может выступить эффективным "паровозом", что говорит о его устойчивых позициях в глазах центра, так как тех губернаторов, которые тянули рейтинги вниз, не ставили в качестве "паровозов". Но насколько разумно делать ставку исключительно на бренд губернатора – большой вопрос. Сможет ли он в одиночку вытащить бренд "Единой России"? К тому же, основной электорат сосредоточен в Екатеринбурге, а город, как известно, настроен не очень лояльно к партии власти", – рассказал Накануне.RU Павел Салин.
А политолог Дмитрий Михайличенко в колонке для "Кремлевского безБашенника" отмечает, что смещение дискурса в сторону поддержки малоимущих вообще характерно для руководителей регионов на фоне "дефицита достижений": "Государственная пропаганда ушла от дискурса о масштабном экономическом росте, инвестициях и развитии предпринимательской активности в сторону социальной поддержки малоимущих слоев населения. Нет, конечно, формально все эти идеологемы, по-прежнему, присутствуют в дискурсе руководства страны, но, например, если проанализировать стилистику посланий губернаторов – то разговоров про инвестиции и экономический рост там стало намного меньше".
Как мы уже отмечали, затраты на рекламную кампанию могут оцениваться в десятки миллионов рублей по рыночным ценам, а по факту могут быть и больше. При этом, кампанией на PR губернатора рекламные расходы властей Свердловской области не ограничатся. Как стало известно на днях, правительство Свердловской области, предположительно, планирует увеличить финансирование информполитики в 2021 году на 90 млн руб. В результате сумма возрастет с 543,3 до 632,9 млн руб. в год, и это на фоне ухудшения позиций губернатора в ряде рейтингов, например, в рейтинге устойчивости глав регионов, который составляет "Минченко конслатинг".
В департаменте информационной политики Свердловской области информацию об увеличении трат на пиар оставили без комментариев.
Секретарь регионального отделения "Единой России" Виктор Шептий не ответил на вопросы по поводу агитационной продукции – дозвониться до регионального "генсека" не удалось.