Павел Салин: Лукашенко ждет изменений в расстановке сил политических элит России
Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия не против интеграции с Россией, но эта интеграция должна происходить без потери государственности и суверенитета. Поэтому думать над созданием наднациональных структур не стоит: "Мы суверенное и независимое государство. Когда я слышу эти намеки о вхождении в состав России, я всегда думаю головой Путина, что нужна еще одна головная боль России? Нет. Именно так президент России это и понимает. Для того, чтобы интегрироваться, развивать в экономике интеграцию в целом, не надо брать кого-то и включать в состав".
Лукашенко предлагает, по сути, интеграцию без интеграции, но и заодно выжидает время в надежде, что скоро в России изменится политический расклад среди элит, и Москва забудет о внешних проблемах, сфокусировавшись на проблемах внутренних, об этом Накануне.RU рассказал политолог Павел Салин:
– Позиция Лукашенко не меняется – он с одной стороны говорит об интеграции, с другой стороны говорит, что не будет политической интеграции, то есть фактически он говорит об интеграции без интеграции. Во-вторых, срок – до конца года. На Лукашенко последние несколько месяцев оказывается давление Москвой, чтобы в обмен на экономические преференции форсировать процесс объединения двух государств. Лукашенко сейчас в более сложной ситуации после того, как против него были введены западные санкции, потому что они действительно чувствительны для белорусского сырьевого экспорта. И Москва решительно давит на него последние несколько месяцев, но Лукашенко, понимая, что ему сейчас главное выиграть время, занимается тем же, чем последние несколько лет, с 2019 года, с тех пор, как на него начали оказывать давление. Он выигрывает время.
Потому что то, что Лукашенко обещает или, по его словам, рассчитывает сделать не в ближайшие две недели – значит, он не сделает. Поэтому все "до конца года". А до конца года появятся новые обстоятельства, которые чему-то препятствуют.
И он заявил, что якобы по инициативе Москвы было решено отказаться от самой важной карты – от карты по политической интеграции. То есть фактически он свои слова сам же и дезавуировал.
Он хозяин своему слову – он слово дал, потом найдет причины, чтобы их забрать или оттянуть. И кроме того, у Лукашенко все больше оснований полагать, что к концу года если не сменятся контрагенты в Кремле, то, по крайней мере, расклады сил в среде российской элиты существенно изменятся, и чем дальше – тем меньше Россию будут беспокоить дела на внешнем фронте, тем больше будут беспокоить внутренние дела.
Он наблюдает за ситуацией в России, и его риторика будет зависеть от этого тоже. Поэтому он сейчас только пытается тянуть время, он не меняет ни точку зрения, ни стратегию. До последнего момента это ему удавалось, и нет причин, чтобы это не удалось снова до конца года или далее.