Афганистан превращается в дикое поле?
Американцы и их ставленники ушли, а талибы* не спешат провозглашать новое государствоСтраница НАТОвского присутствия в Афганистане перевернулась. Последний американский военнослужащий, как бы крадучись, в свете прибора ночного видения, забрался в транспортный самолёт и покинул аэропорт Кабула. После двадцати лет "антитеррористической операции" террористическая угроза здесь нисколько не уменьшилась. Более того, правительство Ашрафа Гани бежало из страны раньше, чем успел эвакуироваться иностранный контингент. После этого охраной аэропорта от атак смертников вместе с американцами занимались боевики запрещенного террористического движения "Талибан"*. В итоге получается, что экстремисты и террористы оказались главной силой в постамериканском Афганистане. С ними приходится вести диалог, хотя признавать их за рубежом почти никто не спешит. Да и сами талибы* пока не провозглашают новое государство — похоже, что впереди непростой внутренний диалог с очень высоким риском начала гражданской войны. Подробности — в материале Накануне.RU.
Американцы ушли далеко, счета прежнего режима, которому выделялась западная помощь, заморожены, а все проблемы в Афганистане достались местному населению и ближайшим соседям.
Талибы, в отличие от 1996 года, не спешат демонстративно попирать международное законодательство и проводить акции наподобие захвата Наджибуллы в индийском диппредставительстве, однако уже начали проводить расправы над неугодными. Из провинций сообщают о расстрелах, в частности, о казни исполнителя фольклорной музыки, которую сочли "неугодной исламу", а над Кандагаром летал трофейный вертолёт "Блэк хоук" с привязанным к шасси человеческим телом — похоже, что таким образом новые власти повесили человека и продемонстрировали это горожанам.
Этнические таджики не собираются подчиняться талибам и под руководством сына Ахмад Шаха Масуда готовятся оборонять от них Панджшерское ущелье, туда из Кабула уже стягиваются войска. Новая война может начаться на севере страны — сравнительно недалеко от границы с Таджикистаном, входящим в ОДКБ, и Китаем, который сейчас в Пентагоне считают главной угрозой для Америки. Таким образом, убрав контингент, требовавший снабжения по воздуху с другой стороны Земного шара, США автоматически создали очаг нестабильности, на который необходимо отвлекать силы и внимание России и Китаю.
Агентство Infox сообщает о том, что решение Байдена о выводе войск обернулось практически бегством американской армии. Вообще, в российских медиа преподносят уход США из Афганистана как большое поражение Пентагона. Однако ситуация куда сложнее.
Востоковед Дарья Митина отмечает, что все последние события выглядят неожиданностью только для тех, кто не следил за ситуацией. Афганистан последние пятнадцать лет остаётся в тени мировых медиа — оттуда идёт вялый информационный поток о том, что там происходит война всех против всех: "стреляют, что-то взрывают", но пристально никто не присматривается. Тогда как Ближний Восток находится в фокусе внимания — Сирия, Ливия, Ирак и т.д. Но для людей, более-менее следящих за событиями в Афганистане, всё стало понятно в феврале 2020 г., когда в катарской Дохе было подписано соглашение Соединённых Штатов с "Талибаном" по Афганистану.
"Америка сбагрила Афганистан пакистанским исламистским элитам, как чемодан без ручки, неликвидный актив, и приняла решение о поэтапном выходе. Это не скрывалось, сообщение предусматривало дорожную карту выхода, конечную дату, так что всё делалось по плану. Ничего там внезапно не случилось, Байден просто завершил процесс, который начал Трамп. С другой стороны, панический характер эвакуации, на мой взгляд, говорит о том, что имел место разнобой между военным и политическим руководством. Американцы точно так же улетали из курдских районов Сирии, оставив курдов фактически на растерзание турецкой армии, и там всё было быстренько, очень организованно и без проблем. Никаких особых скандалов. Ничего они там не бросили. А здесь — явное отражение разногласий, существующих в руководстве США. Но, в принципе, американцы реализуют то, что провозгласили ещё полтора года назад", — рассказала она Накануне.RU.
В воскресенье, незадолго до завершения вывода войск, госсекретарь США Энтони Блинкен провёл телефонные переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И, в ходе которых похвастался тем, что во время эвакуации удалось вывезти более ста тысяч человек. Издание Global Times отмечает, что Госдеп США осознаёт свою беспомощность в афганском вопросе и теперь ищет поддержки у Китая, России и Совбеза ООН. Эвакуация, при всех успехах, лишь половинчатое решение, и ответственным странам, в том числе КНР, нужно оказать Афганистану помощь в урегулировании внутренней ситуации.
Здесь важно, что Китай на официальном уровне не признавал талибов террористами (хотя и не поддерживал с ними дипотношений в 1996-2001 гг.) и, на самом деле, не имеет в регионе готовых мегапроектов, ради защиты которых требовалось бы вводить в неспокойную страну Народно-Освободительную армию. Однако полыхающая гражданская война вблизи постсоветской Средней Азии (из Туркмении Китай получает газ, а по Казахстану пролегает одна из железных дорог в Европу) и Пакистана (там КНР прокладывает путь к порту в Индийском океане) Пекину совершенно ни к чему.
А вот позиция России, власти которой контактируют с теми, кого сами же считают террористами, продолжает вызывать удивление.
"Китайцам всё равно, "Талибан" там, или кто другой, лишь бы поспокойнее и постабильнее, — продолжает Дарья Митина. — Нести расходы на укрепление среднеазиатских армий, охрану границы они не готовы, они не считают это своей зоной ответственности. Что нас там держит? Другие страны, даже Саудовская Аравия, которая годами финансировала тот же самый "Талибан", эвакуировала своё посольство. Что нам мешало свернуть своё посольство? А мы сейчас демонстрируем всему миру, что нас устраивает тот режим, который пришёл к власти, притом что мы считаем его террористическим и никто в России "Талибан" из реестра террористических организаций пока не вычёркивал".
Более того, если дипломаты продолжают диалог, то министр обороны РФ Сергей Шойгу без излишнего политеса назвал ситуацию в Афганистане "критической". В первую очередь он связывает её с проблемой беженцев.
По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана в Институте стран СНГ Андрея Грозина, проблема большого потока беженцев может возникнуть в случае, если "Талибан" начнёт массовые репрессии против коллаборантов.
"Сотню тысяч вывезли, но за 20 лет выросло целое поколение, во всяком случае, в столице и трёх-четырёх крупнейших городах, которое мыслило свою карьеру и будущее именно в рамках американского проекта. Эти люди уже успели достичь зрелости, и понятно, что это очень большое количество людей — переводчики, врачи, водители, сотрудники служб государственной безопасности, полицейские, военные. По минимальным оценкам, только тех, кто достаточно долго и активно сотрудничал с американцами, вместе с членами семей, насчитывается до полумиллиона", — рассказал он Накануне.RU.
На данный момент, как считает эксперт, нельзя говорить о том, что расправы над неугодными — системное явление, а не проявления индивидуальной мести или самоуправство отдельных командиров. Так происходит в любой стране, где прежняя политическая власть оказывается отстранённой силовым путём. Все годы в подполье талибы исповедовали идеологию возмездия, а контроль на местах со стороны высшего политического руководства талибов, мягко говоря, не абсолютен и часто носит сугубо номинальный характер.
Но и вне зависимости от политики "Талибана", исход населения могут подстегнуть экономические сложности. Замораживание афганских счетов, распад экономики усугубляется климатическими изменениями, последние годы каждое лето становится всё жарче. Никто новое правительство не спешит признавать, а соответственно, никто не будет вкладывать в него деньги. Этим, отчасти, может объясняться миролюбивая (по сравнению с 90-ми годами) риторика талибов — предполагается, что они пока не свирепствуют, ожидая международного признания и внешней экономической помощи.
Однако месть талибов может быть просто отложена на более поздний срок.
* "Талибан", талибы — запрещенная в России террористическая организация.